Как правильно фотографировать зимой 

СмартПульс - держите руку на пульсе высоких технологий! Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций

Главная

Новости

Обзоры

Статьи

Обзоры РУНЕТа

   Главная - Статьи - Как правильно фотографировать зимой

 

 Как правильно фотографировать зимой (проблемы и их решение)

 Обзор


Как правильно фотографировать зимой

     Оглавление:
   1. Что такое виньетирование и цветовое виньетирование, и почему они особенно вредны при съёмке зимой?

   2. Влияние автоматической установки экспозиции на качество фото. Учимся работать с гистограммой и экспокоррекцией

   3. Как сделать хороший снимок без гистограммы и экспокоррекции


   4. Проблемы в зимней фотосъёмке, не связанные напрямую с качеством фотографий
 

Предисловие

Современные фотоаппараты и смартфоны имеют автоматические режимы съёмки с автонастройкой всего и вся; и, казалось бы, какие проблемы?! Наливай да пей! То есть, я хотел сказать, прицеливайся и щёлкай!

Зимний пейзаж в национальном парке "Лосиный Остров" (Москва)
ISO 80, F/8, 1/160, eV=0 (кликнуть для увеличения)

Эта фотография так и сделана: на автоматической установке экспозиции; и получилось очень неплохо.

Но, как пелось в старой советской песенке, «мир – не прост!».

Часто то, что хорошо работает летом, зимой может привести к ужасающему результату: вместо чётких красивых картинок может получиться бледная «размазня»; либо не получиться вообще ничего (если у Вас, например, замёрзнет аккумулятор).

Теперь обрисуем причины, мешающие съёмке зимой на улице, и способы решения возникших проблем.

Основные причины, по которым фотографирование зимой сложнее, чем летом, следующие:

   1. Чрезмерно высокая контрастность сцен, где присутствует снег; а также влияние снега на среднюю освещённость сцены (особенно при высокой удельной площади снега в кадре).

   2. Пониженная естественная освещённость сцен под открытым небом (короткий световой день и низкое положение Солнца над горизонтом, что может усугубиться плотной облачностью). Этот пункт - актуален, но рассмотрен в другой статье - о съемке ночью и при пониженном освещении.

   3. Низкие температуры, способные вызвать проблемы с функционированием фотоаппаратуры.

Иногда можно поправить некоторые огрехи снимка с помощь графических редакторов («отфотошопить»), но не всегда от этого бывает толк. Часто размазня так размазнёй и остаётся, да ещё и шумы начинают проступать. Так что лучше сразу сделать более-менее приличный снимок.

Рассмотрим действие некоторых упомянутых факторов и возможности борьбы с их негативными проявлениями.

Начнём с последнего фактора, как наиболее простого: значительных площадей белого цвета. Это приводит, в свою очередь, к двум фотографическим эффектам: автоподстройке яркости кадра под яркость снега и к повышенной заметности яркостной и цветовой неравномерности в кадре (виньетирование и цветовое виньетирование).

Что такое виньетирование и цветовое виньетирование, и почему они особенно вредны при съёмке зимой?

Итак, возьмём для примера фото, сделанное на обычную цифромыльницу SONY DSC-W830:

Зимний пейзаж в национальном парке "Лосиный Остров" (Москва)
ISO 80, F/8, 1/320, eV=0

Здесь можно заметить, что снег на краях фото менее яркий и более голубой, чем в центре. Это и есть виньетирование и цветовое виньетирование.

Чтобы оценить обычное (яркостное) виньетирование, переведём изображение в черно-белое (монохромное), и проверим яркость снега в центре и на краях:

Виньетирование (дефект снимка)

Изменение яркости по площади экрана - не очень велико, даже чуть менее 10%, но оно есть.

Для оценки цветового виньетирования проведём аналогичную операцию, но уже не с черно-белым, а с исходным цветным изображением:

Цветовое виньетирование (дефект снимка)

Здесь надо обращать внимание, насколько уровень синего превосходит уровень зелёного и красного в разных частях снимка.

Например, слева уровень синего выше уровня красного на 21 единицу, в центре - на 12 единиц, а справа - на 15 единиц.

В результате мы и наблюдаем, что по краям изображение снега - более голубое, чем в центре.

Интересный эффект из-за цветового виньетирования возникает при панорамной съёмке, когда склеиваются несколько "обычных" снимков.

В этом случае могут волнами чередоваться участки "тёплого" и "холодного" тона; далее - пример такого фото, сделанного на смартфон среднего класса:

Панорамное фото с волнообразным цветовым виньетированием (дефект на фото)
ISO 43, F/2, 0.000428 s, eV=0 (кликнуть для увеличения)

Как исправить проблему с яркостным и цветовым виньетированием?

Увы, никак! Если камера страдает таким дефектом цветопередачи, то он практически непоправим. Делайте фотографии такой камерой летом: на пёстром фоне этот дефект будет заметен меньше, или вообще не заметен.

Хотя бывают и совсем тяжелые случаи, когда цветовое виньетирование может быть сильно выражено даже на летних снимках. Справедливости ради надо сказать, что до такой степени сильно выраженный дефект обычно встречается у камер смартфонов самого нижнего ценового диапазона (самых отстойных, извиняюсь за жаргонное слово).

Пример такого снимка (взят из статьи о характеристиках, проблемах и дефектах на снимках камер мобильных устройств):

Пример неравномерности цвета ("цветовое виньетирование") при съемке на камеру смартфона

Теперь переходим к следующему вопросу.

Влияние автоматической установки экспозиции на качество фото. Учимся работать с гистограммой и экспокоррекцией

Иногда зимнее фото может получиться вполне приличным и в автоматическом режиме, как самое первое фото в этом обзоре. Почему в одних случаях зимнее фото в автоматическом режиме может получиться хорошим, а в других - нет, сейчас разберёмся.

Главное требование при зимней фотосъёмке: снег на фотографии должен быть белым (и это - не обсуждается).

Но автоматическая установка экспозиции не даёт снегу стать белым. В основном, эта проблема связана с некоторой "туповатостью" автоматического режима съёмки.

По умолчанию в этом режиме автоматика подстраивает параметры съёмки таким образом, чтобы средняя яркость кадра совпала с серединой динамического диапазона камеры.

И, вследствие этого, когда снег занимает значительную часть кадра, то автоматика "притягивает" его яркость к середине диапазона, т.е. к серому цвету.

В результате снег из белого становится сероватым, а тёмные предметы становятся ещё темнее.

Для иллюстрации этого печального факта и методов борьбы с ним, в один из зимних пасмурных дней в качестве объекта для фото был выбран промышленный пейзаж с однородным светлым фоном и с присутствием в кадре сплошного снежного покрова. Съёмка производилась фотоаппаратом Canon G9X (дюймовая матрица).

Вот как это выглядело:

Как снимать зимой

Самое главное здесь - то, что на дисплей фотоаппарата выведена гистограмма яркости изображения в кадре (обведена красной рамкой). Она показывает распределение различных яркостей в изображении, тёмные тона - слева, светлые - справа.

А главное, на что надо обращать внимание на гистограмме - не соприкасается ли она с краями поля динамического диапазона. Если соприкасается, то это означает, что какие-то части изображения вышли за пределы диапазона и попали либо на недосвет (полностью чёрное изображение), либо на пересвет (полностью белое).

То, что попало на недосвет или пересвет, потом уже никакими графическими редакторами восстановить невозможно: информация об объекте в этих местах пропала безвозвратно.

Но, даже если гистограмма не соприкасается с краями, это не значит, что пропаж нет. Обычно на экраны фотоаппаратов выводится гистограмма по чёрно-белому изображению кадра, и если какие-либо цветовые составляющие сильнее или слабее других, то они тоже могут по отдельности попасть на пересвет или недосвет. Но такая потеря уже менее страшна.

Переходим к первому снимку -  с нулевой экспокоррекцией eV=0 (автоматика работает "как есть", без поправок):

Промышленный пейзаж близ МЦК (Москва), eV=0
ISO 250, F/8, 1/320, eV=0

Теперь посмотрим на гистограмму этого кадра:

Гистограмма кадра eV=0

Итак, судя по гистограмме, на снимке - всё хорошо: гистограмма краёв не касается; значит, пересветов и недосветов нет. Чем Вы ещё не довольны?!

А недовольны мы тем, что автоматика, в полном соответствии со своим алгоритмом, притянула картинку к середине гистограммы, т.е. к серому цвету. А ведь снег-то должен быть белым, а не серым!

Теперь устанавливаем экспокоррекцию eV=1, что означает увеличение вдвое экспозиции кадра. И вот результат:

Промышленный пейзаж близ МЦК (Москва), eV=1
ISO 250, F/8, 1/160, eV=+1

И, сопутствующая гистограмма:

Гистограмма кадра eV=1

Этот кадр получился значительно лучше: общая яркость более-менее характерна для пасмурного дня, никакого впечатления неестественности яркости кадра не возникает.

Тем не менее, судя по гистограмме, некоторый простор для увеличения экспокоррекции ещё остался. Попробуем им воспользоваться и добавим ещё единичку.

Снимок с экспокорррекцией eV=2:

Промышленный пейзаж близ МЦК (Москва), eV=2
ISO 250, F/8, 1/80, eV=+2

Гистограмма снимка:

Гистограмма кадра eV=2

Примечание: на фото пейзажа и фото гистограммы присутствуют разные люди, поскольку фотографии сделаны с небольшим интервалом (около 30 секунд).

Вот теперь снег - совсем яркий, как положено. Можно ли считать, что теперь-то уж всё хорошо?!

Нет, нельзя. Поглядим на гистограмму снимка с разложением по цветам, сделанную в одном из графических редакторов:

Гистограмма кадра eV=2 с разложением по цветам

На гистограмме видно, что кривая синего цвета всё-таки столкнулась с правым краем поля динамического диапазона и ушла в пересвет.

На снимке пересвет заметен слабо, поскольку остальные два цвета остались в норме; но это уже не идеальный снимок. На участках с пересветом не всех цветов, а только лишь одного цвета, тоже могут пропадать малоконтрастные детали.

Если присмотреться, то можно заметить, что наиболее светлые детали (например, здание на фоне неба) всё-таки потеряли контрастность.

Теперь вернёмся к вопросу о том, почему же самый первый снимок в статье оказался качественным, хотя был сделан с автоматической экспозицией без экспокоррекции?!

Это связано с тем, что снег (яркий и однородный фон) занимает на снимке менее 50% площади; а синее небо, хотя и выглядит ярким, на самом деле вносит лишь небольшой вклад в общую яркость.

Вспомним формулу расчёта чёрно-белого изображения из цветного (по одному из стандартов, по другим - близкие коэффициенты):

Y=0.36*R + 0.53*G + 0.11*B

Из формулы видно, что вклад синего (B) в общую яркость - минимальный из всех цветов; и с этой точки зрения яркое синее небо - на самом деле довольно тёмное.

Так выглядит первая картинка в статье в черно-белом варианте:

Зимний пейзаж в национальном парке "Лосиный Остров" (Москва), чёрно-белое (монохромное) фото
ISO 80, F/8, 1/160, eV=0

Таким образом, с точки зрения комбинации ярких и тёмных участков на фото, оно почти не отличается от обычной "летней" фотографии.

Из всего вышесказанного проистекают несколько выводов.

1. Наиболее проблемный сюжет для зимней фотографии - обширные снежные поля при пасмурной погоде. Требуется установка разумной положительной экспокоррекции.

2. При солнечной погоде или малой площади снега в кадре можно делать снимки "как обычно" (без экспокоррекции).

3. При сомнениях очень полезно включить отображение гистограммы (имеется не только в "серьёзных" камерах, но и во многих "цифромыльницах", а также и в достаточно продвинутых смартфонах).

Кстати, идею об установке правильной экспокоррекции можно развить и в обратную сторону: на съемку "тёмных" кадров, например, ночных. Но здесь экспокоррекцию надо менять в отрицательную сторону: чтобы ночное небо было тёмным, а не светлым, как днём.

То есть, главный принцип в установке экспокоррекции состоит в том, что если в кадре есть обширные участки с преобладанием одной какой-либо яркости объектов (слабой, средней, высокой), то экспокоррекция должна быть "следящей": отрицательной для тёмных сцен, нейтральной для серых и положительной для светлых. Также она должна быть нейтральной для кадров, где присутствуют объекты со смешанной яркостью (где есть одновременно и тёмные, и средние, и светлые; и ни один из них не является преобладающим).

Как сделать хороший снимок без гистограммы и экспокоррекции

Можно сделать хороший снимок и "на глазок", пользуясь возможностями современной фототехники (фотоаппаратов и смартфонов). Этот метод состоит - в "прицеливании" в момент фокусировки камеры на крупный тёмный предмет (можно и совсем не относящийся к предмету съёмки); и, после того, как камера настроит параметры съёмки, повернуть камеру на собственно снимаемый объект, и дожать кнопку спуска затвора.

В смартфонах и фотоаппаратах с сенсорной чувствительностью экрана всё гораздо проще: там можно просто ткнуть пальцем в тот предмет, под который камера должна настроить параметры съёмки.

Пример таких снимков (на первом снимке - настройка параметров по центру кадра, на втором - с настройкой по тёмной части сцены "методом тыка"):

Как снимать зимой - зимний лес
ISO 100, F/2, 1/300, eV=+0.6
 

Как снимать зимой - зимний лес
ISO 100, F/2, 1/250, eV=0
 

Второй снимок получился даже ярче первого, хотя на первом была установлена положительная экспокоррекция +0.6, а на втором экпокоррекция была нулевой.

Метод хорош и удобен, особенно, в сочетании с контролем по гистограмме.

Но у него есть ограничение: точка "прицела" не должна находиться слишком далеко от центра кадра. Иначе, при "прицеливании" на край кадра, по этой точке сформируются не только параметры экспозиции, но и фокусировки. А фокусировка по краю кадра может быть не подходящей для всей остальной его площади (изображение может оказаться нечётким везде, кроме точки прицела).

И, в заключение этой небольшой главы - о сомнительной возможности улучшить качество снимка за счет установки сюжетных программ в фотоаппарате ("снег/горы/солнце").

К сожалению, этот метод показал свою невысокую эффективность. При его применении всё равно нельзя полагаться на автоматический выбор параметров съёмки: применение дополнительной положительной экспокоррекции не отменяется!

Проблемы в зимней фотосъёмке, не связанные напрямую с качеством фотографий

Проблема номер 1 и самая важная: при длительном нахождении на холоде ёмкость литий-ионных аккумуляторов падает до такой степени, что фотоаппарат может вообще не включиться!

Методы решения этой проблемы - очевидные, просто надо о них не забыть:).

Достаточно утеплить фотоаппарат в процессе транспортировки; методы утепления могут быть разные: рюкзак с дополнительно брошенной в него бутылкой тёплой воды, добротная толстостенная фотосумка (можно вдоль стенок изнутри проложить утеплитель) и и т.п.

Компактный фотоаппарат или смартфон можно глубже убрать под одежду "ближе к телу" объективом от себя (чтобы он не запотел); лучше ещё при этом убирать фотоаппарат в какой-либо чехол (тоже для защиты от пота).

При этом для фотоаппаратов крайне не желательно термоциклирование (неоднократные переходы тепло-холод). Смартфоны к этому значительно более терпимы.
 

Следующая проблема - замерзание рук в процессе фотосъёмки, а особенно - пальцев.

При температуре ниже нуля это происходит быстро; при температуре ниже минус 10 - очень быстро; а если ещё и дует сильный ветер - почти мгновенно.

До момента начала съёмки на руках должны быть одеты тёплые перчатки, а ещё лучше - меховые дворницкие рукавицы. Эффект от рукавиц обеспечивается не только за счёт меха, но и за счет того, что пальцы в рукавицах там соединены вместе, а не растопырены в разные стороны, как в перчатках.

В начале фотосъёмки можно рукавицы заменить на тонкие перчатки (сквозь которые можно нажимать на кнопки фотоаппарата), или же на перчатки для сенсорных экранов (при съёмке смартфоном).

Если замерзание рук наступит и будет сильным, не маньячьте: снова оденьте тёплые перчатки или рукавицы и дайте руке (рукам) хотя бы немного согреться. Не думайте, что обморожение - это плод фантазии кинематографистов; это - предмет работы хирургов, когда они ампутируют части тела с глубоким обморожением. :)

Существуют и специальные "фотоварежки" (варежки-перчатки), верхняя часть которых может откидываться с кончиков пальцев.

варежки-перчатки для фотографов

варежки-перчатки для фотографов

варежки-перчатки для фотографов

Варежки-перчатки - это не полная панацея в защите от холода. Пальцы всё-таки мёрзнут, хотя и медленнее, чем если кисти рук были бы полностью открыты.

После возращения с зимней фотосессии в тёплое помещение важно не торопиться с извлечением фотоаппарата из фотосумки или иной тары, где он находился.

Сконденсировавшаяся на фотоаппарате влага может нанести вред электронике, оптике и механике фотоаппарата.

Дайте ему сначала медленно согреться в таре, что предотвратит конденсацию водяных паров.

Время ожидания будет зависеть от степени охлаждения фотоаппарата, его массы и тому подобных факторов.

И, ещё один совет: если камера - со сменными объективами, то не пытайтесь пользоваться этой возможностью зимой на улице: в камеру может ветром занести снег, который растает и создаст недопустимую влажность внутри камеры. Снег может попасть в камеру, даже когда снег не идёт: его может сдуть с веток деревьев (например).

Заранее установите тот объектив, который будет наиболее подходящим для задуманной съёмки.

Ну вот, вроде бы всё на эту тему.
 

Упомянутые в статье рукавицы и перчатки-варежки можно купить в магазинах и на вещевых рынках, где продаются "обычные" перчатки, а также на популярных маркетплейсах в Интернете. Далее - несколько ссылок на примеры такой продукции (на самом деле выбор таких товаров - достаточно большой).

Например, меховые рукавицы можно купить на  Алиэкспресс или Яндекс.Маркет.

Варежки-перчатки тоже можно купить на Алиэкспресс или Яндекс.Маркет.

Перчатки для сенсорных экранов (смартфонов) - на Алиэкспресс или Яндекс.Маркет.

 

  Ваш Доктор.
 04 декабря 2021 г.

Вступайте в группу SmartPuls.Ru  Контакте! Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них.


                Порекомендуйте эту страницу друзьям и одноклассникам                      

 

  Комментарии вКонтакте:

 

   Комментарии FaceBook:

При копировании (перепечатке) материалов ссылка на источник (сайт SmartPuls.ru) обязательна!

  
     
  Доктора! (Администрация сайта - контакты и информация)
  Группа SmartPuls.Ru  Контакте - анонсы обзоров, актуальные события и мысли о них