СмартПульс
- держите руку на пульсе высоких технологий!
Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций
Главная - Проект Гео (Интересные места, путешествия, походы, экскурсии) - Колёсные пароходы - их гибель и надежда на возрождение?!
Идея к написанию этой статьи возникла больше 10 лет назад,
когда во время велопохода вдоль Волги и Малой Пудицы довелось увидеть останки колёсного
парохода "Достоевский". Но статья намечалась слишком уж в депрессивном ключе, и
была убрана "в стол" на долгие годы. Но теперь возник очень оптимистический
повод, благодаря которому можно всё пересмотреть и переделать.
Время расцвета колёсных пароходов - это 19-й век. Но и после этого они долгое время производились, хотя и в единичных количествах. Одним из последних серийных колёсных пароходов стал "Достоевский", построенный в Венгрии по заказу СССР в 1956 году.
Этот пароход знаменит благодаря тому, что он снимался в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс" в роли парохода "Святая Ольга".
Колёсный пароход "Святая Ольга" - кадр из фильма "Жестокий
романс" (кликнуть для увеличения, откроется в новом окне)
Так выглядел пароход "Святая Ольга" / "Достоевский" в перерывах между съёмками:
Автор фото - Владимир Розовский
Однако же, впоследствии судьба парохода сложилась самым трагичным образом; да и судьба фильма оказалась не лёгкой.
В 1994 году пароход был снят с рейсов, но не был отремонтирован; а стал использоваться в качестве плавучей турбазы недалеко от впадения реки Малая Пудица в Волгу (Тверская область). Эта база отдыха до сих пор называется "Достоевский", хотя, забегая вперёд, надо сказать, что от парохода "Достоевский" там уже ничего не осталось.
Затем на пароходе (уже в качестве базы отдыха) произошел пожар, и пароход полностью перестал как-либо использоваться. Именно в это время в 2013 году его и посетил автор сей статьи во время велопохода. Вот несколько фотографий с этого посещения:
Вид на пароход "Достоевский" со стороны берега
Пароход "Достоевский". Внизу видна одна из лопаток гребного
колеса
Прогулочная палуба парохода "Достоевский"
Гребное колесо парохода "Достоевский". Обратить внимание на
сдвинутое небольшое колесо в нижней части снимка. Оно использовалось для поворота
ориентации лопаток, чтобы при входе в воду и выходе из неё они сохраняли
вертикальное положение.
На крыше парохода "Достоевский". Слева виден автор сего
материала :)
Уже в следующем, 2014 году, парохода не стало: он был распилен на металлолом и вывезен.
Можно ли было спасти пароход?! Конечно, можно. Но для этого ему был необходим систематический уход, текущий и капитальный ремонт. С его "послужным списком" он мог бы быть вполне коммерчески успешным круизным судном. В мире есть колёсные пароходы возраста свыше 100 (!) лет, которые до сих пор на ходу. Но с "Достоевским" поступили так, как проще. :(
Увы, полная безответственность и безразличие - это одна их вех нашего времени.
Аналогичная судьба примерно в это же время постигла и другую техническую реликвию - самолёт Ту-114 в аэропорту "Домодедово" (статья об этом).
Теперь отвлечёмся от эмоций и разберёмся, почему колёсные
пароходы и теплоходы почти ушли со сцены.
Гребное колесо родилось как логическое продолжение колёс водяных мельниц. С появлением паровых машин оказалось естественным соединить их вместе и получить самодвижущееся судно, независимое от ветра (от этой зависимости сильно страдали парусные суда).
Но у такого решения по сравнению с возникшим позже винтовым движителем оказалась масса недостатков.
• Более низкий КПД по сравнению с гребным винтом, особенно это касается кормового гребного колеса, перед которым находится слишком малое пространство свободной воды между колесом и корпусом судна.
• Глубина погружения гребных колёс зависела от количества груза или пассажиров на судне, из-за чего могли ухудшаться условия их работы.
Кормовое гребное колесо, автор фото неизвестен
• Для боковых гребных колёс очень тяжелой была работа в условиях боковой качки: колесо с одной стороны судна "тонуло" в воде, а с противоположной стороны, наоборот, било лишь по поверхности воды. Кроме того, это создавало сильные колебания в нагрузке для паровой машины, что было вредным для её работы. Для кормовых гребных колёс вредной была, соответственно, продольная качка, хотя при работе на реках она обычно невелика.
• Гребные колёса и их основной механизм не должны были находиться в трюме, а должны быть выше поверхности воды, "съедая" тем самым полезное пространство на судне.
• Суда с боковыми гребными колёсами должны были делаться более широкими, чем это требовалось для их функционального предназначения.
• У военных судов гребные колёса были очень хорошей целью для артиллерии противника.
Но были у гребного колеса хоть и немногие, но достоинства:
• За счёт небольшого погружения гребных колёс могли изготовляться суда с очень малой осадкой, пригодные для плавания по мелководью.
• В случае независимых приводов боковых гребных колёс судно
получалось исключительно маневренным, и даже могло выполнять развороты на месте.
Самым "везучим" из числа российских колёсных пароходов оказался пароход "Н.В.Гоголь", построенный (барабанная дробь!!!) в 1911 году (!) на сормовской верфи в Нижнем Новгороде. Порт приписки - Архангельск. Судно до сих пор (по состоянию на 2025 г.) находится на ходу!
Колесный пароход "Н.В.Гоголь", порт приписки - Архангельск. Фото
из Википедии, автор фото - Olga1969,
источник.
Естественно, за прошедшие годы судно не раз проходило капитальные ремонты, и от первоначального состояния судна, прямо скажем, мало что осталось.
Тем не менее, судно имеет аутентичный внешний вид, колёсный привод и паровую машину. Судно объявлено Объектом культурного наследия России регионального значения.
В подавляющем большинстве случаев колёсные пароходы, находящиеся в ходовом состоянии, построены очень давно (до 100 лет назад и более), и остаются в строю благодаря бережному уходу.
Самый старый из действующих колёсных пароходов - норвежский PS Skibladner, построенный в 1856 году.
Норвежский колесный пароход PS Skibladner, построенный в 1856
году. Фото из Википедии, автор фото - Mahlum,
источник.
За прошедшие годы пароход дважды тонул и был поднят; а также подобно российскому "Н.В.Гоголю" проходил ремонты и модернизации, но выжил и используется по прямому назначению. Пароходу при жизни присвоен статус памятника истории.
Из числа крайне немногочисленных новых колёсных пароходов можно упомянуть австралийский PS Murray Princess, построенный в 1987 году в ретро-стиле.
Австралийский колёсный пароход PS Murray Princess, автор фото
неизвестен
Пароход имеет кормовое гребное колесо и характеризуется крайне малой осадкой (0.9 м), что весьма полезно, учитывая немноговодность австралийских рек.
В заключение - несколько оптимистичных слов о перспективах
колёсных пароходов.
Итак, когда, казалось бы, дни колёсных пароходов сочтены (а уцелевшие представляют собой музейную редкость), в 2024 году на воду был спущен новейший российский колёсный пароход "Аурум" (так в таблице Менделеева названо золото; но возможно, что в этом был намёк на цену круизов :).
Это - не судно в ретро-стиле, а полноценное современное транспортное средство. Собственно говоря, "Аурум" - это даже не пароход, а самый настоящий дизель-электроход!
На следующем фото - теплоход (условно так его будем называть) у причала Северного речного вокзала Москвы 18 июля 2025 г.:
На виде спереди ничего особенно интересного не заметно: просто новенький современный теплоход, коих много.
Вид сзади гораздо интереснее:
Выше говорилось о том, что гребные колёса у пароходов бывают боковыми и кормовыми. Так вот, здесь они - одновременно и боковые, и кормовые!
Лучше это видно на фотографии, сделанной ближе к дате его ввода в эксплуатацию, когда с лопаток ещё не стёрлась краска:
Гребные колёса теплохода "Аурум", автор фото - Дмитрий Козаков,
источник.
Автору довелось наблюдать его швартовку в Северном речном порту столицы. Гребные колёса то вращались вместе в одном направлении, то в противоположных, то одно колесо стояло, а другое вращалось.
Благодаря таким манёврам и быстрым переходам от одного манёвра к другому судно аккуратнейшим образом пришвартовалось к причалу.
В описаниях теплохода ещё говорится, что угол поворота гребных лопаток тоже может меняться в процессе манёвров, что помогает управлять теплоходом в ситуациях, требующих повышенной точности движений.
Пожалуй, у этого колёсного теплохода есть только один недостаток: высокая стоимость круизов, что объясняется наличием кают только высоких классов, а это доступно далеко не всем любителям водных путешествий (явно рассчитано на состоятельных джентльменов).
К этому надо добавить, что теплоход принадлежит к серии ПКС
180 (где 180 - пассажировместимость), и является вторым в этой серии. Первым был
чуть раньше построен колёсный теплоход "Золотое Кольцо", принципиально ничем не
отличающийся от "Аурум" (в том числе и ценами).
Колёсные пароходы, в точном соответствии с философским законом развития по спирали (Гегель), прошли путь от массового строительства к постепенному затуханию и возрождению на более высоком техническом уровне.
Конечно, ввиду специфики колёсных теплоходов (ориентированность на мелководные маршруты), трудно ожидать, что они станут производиться в столь массовых количествах, как в 19-м веке. Но процесс пошёл, и теперь дело только за заказчиками новых теплоходов.
Впрочем, не исключено, что будет развиваться и производство колёсных теплоходов в ретро-стиле для "путешествий в экзотику".
Весь проект Гео
Обратите внимание - нет рекламы!
При использовании фотографий из статьи с водным знаком "Smartpuls.ru" ссылка на источник (данную страницу) обязательна! При использовании других фотографий следует руководствоваться лицензионными соглашениями на их использование.
Ваш Доктор.
21 июля 2025 г.
Вступайте в группу
SmartPuls.Ru
Контакте!
Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них.
Комментарии вКонтакте:
Доктора!
(Администрация сайта - контакты и информация)
Группа
SmartPuls.Ru
Контакте
- анонсы обзоров, актуальные события и мысли о них