СмартПульс
- держите руку на пульсе высоких технологий!
Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций
Главная - Мошеннические новости - "Забалтываем" мошенников. "Фрод-рулетка" от Т-Банка: плюсы и минусы
С ноября 2025 г. Т-Банк сделал доступным для всех желающих свой "развлекательный" (как мне показалось) сервис "Фрод-рулетка". Сервис предназначен для противодействия мошенникам: для этого надо просто "заболтать" мошенников, как можно дольше удерживая их на линии.
Как он работает, в чём его плюсы и минусы, разберёмся далее, в том числе с практическими примерами.

Что такое Фрод-рулетка от Т-Банка - тест и обзор (это и
последующие изображения - с сайта Т-Банка, если не указано иное)
В чём состоит идея такого способа борьбы с мошенниками? У них - не безразмерный рабочий день; и потому, чем дольше с ними проговорят добровольцы-волонтёры, тем меньше у них остаётся времени на "обработку" остальных граждан. Многие добровольцы уже давно на основе личной инициативы работают по такой системе (в том числе и автор этих строк), но теперь инициатива выросла до организованного уровня.
Оглавление
1. Присоединение к Фрод-рулетке, правила
игры и школа молодого бойца
2. Практическая работа с Фрод-рулеткой
(тонкости общения и примеры)
Новое слово от Т-Банка (точнее, его мобильного оператора
Т-Мобайл) состоит в том, что они сами отлавливают звонки мошенников и
перенаправляют на волонтёров. Как они определяют, что звонок - мошеннический,
это секрет их "кухни". Но, думается, тут, как и в радиолокации, возможны ошибки
двух видов: "пропуск цели" и "ложное определение цели" (по крайней мере один
такой случай зафиксирован).
Теперь - более-менее краткое описание процесса присоединения добровольцев к фрод-рулетке (если технико-организационные вопросы не интересуют, можно сразу перейти к следующей главе).
Итак, желающим присоединиться надо зайти на официальную страницу Фрод-рулетки.
Здесь поясняется стратегия Фрод-рулетки:

Далее Т-Банк клянётся, что для Вас участие во Фрод-рулетке безопасно:

Фрод-рулетка, действительно, безопасна для её участников (если они не будут делать совсем уж явных глупостей); но это не значит, что она будет безопасной для тех абонентов, звонки которых перенаправлены Вам (участнику рулетки).
Дело в том, что если Вы очень "достанете" мошенников, то они могут начать мстить - заваливать абонента "пустыми" звонками или СМС-ками. Но при этом "заваливать" не Вас, а реального абонента, - он будет в недоумении и не будет знать, в чём дело и что делать.
По состоянию на 15.12.2025 г. во Фрод-рулетке приняло участие следующее количество добровольцев:
Т-Банк считает, что мошенники зарабатывают в среднем 200 рублей в минуту (что б я так жил!). Думаю, Т-Банку можно доверять в этом отношении, так как он владеет статистикой как по звонкам мошенников, так и по нанесённому ущербу клиентам банка.
Из этого проистекает после простого расчёта, что средний участник рулетки проговорил с мошенниками 68.4 минуты.
Можно ознакомиться с советами по общению с мошенниками, например:
Также можно ознакомиться с несколькими наиболее удачными примерами разговоров с мошенниками. Мне больше всего понравился разговор "Схема со следственным комитетом", когда курьер мошенников оказался извращенцем-эксгибиционистом, и его увозит психушка; а пакет с деньгами, предназначенный для мошенников, унесла случайно пробегавшая мимо собака. :)
После того, как Вы морально подготовились, нажимаете на кнопку запуска Фрод-рулетки в варианте "На сайте" или "В Телеграме". Затем подтверждаете номер своего телефона и нажимаете кнопку "Заказать звонок":

Кстати. Здесь же находится ссылка "Условия проекта" (написанная мелким шрифтом, как всё самое важное у банков). Желающие могут прочесть её полностью, но изложу кратко самое важное: Вы даёте честное слово, что Вам уже есть 18 лет (Банк проверять не будет!); постараетесь обойтись без мата и "фени"; если у Вас почему-то платные входящие звонки - платите за них сами (!); не будете давать мошенникам никаких реальных данных (ни своих, ни чужих); Банк не отвечает ни за что; Вы отвечаете за всё, если "что-то пойдёт не так" (!).
И, наконец: если Вы будете честно выполнять "Условия проекта" и героически бороться с мошенниками, то Вам за это ничего не будет! :)
Вернёмся же к нашим баранам.
После того, как Вы нажали "Заказать звонок", пойдёт обратный отсчёт времени на 5 минут, когда Фрод-рулетка поставит Вас на очередь к мошенникам за звонком от них. Обычно в течение этого времени звонок приходит; но, когда желающих поговорить с мошенниками больше, чем самих мошенников, приходится повторно встать в очередь.

Для наблюдения за обратным отсчётом и результатом поиска мошенника надо время от времени посматривать на экран устройства, с которого Вы заказали звонок мошенника.
По окончании каждого разговора сайт показывает Ваш результат - сколько времени Вы проговорили с мошенником (можно посмотреть и результаты предыдущих бесед).
Заканчивается главная страница Фрод-рулетки рекламой самого Т-Банка; то есть, Банк тут ищет не только волонтёров, но и клиентов для себя, хорошего. :)
Теорию изучили, переходим к практическим аспектам.
Итак , Вы решились и заказали звонок мошенника.
Теперь нужно ознакомиться с возможными типами звонков и некоторыми постулатами, свойственными именно Фрод-рулетке.
1. Холодный пустой звонок. Здесь мошенники (или их робот) просто проверяют, существует ли номер; и берет ли абонент трубку на звонок с незнакомого номера.
2. Обзвон случайных номеров "продвинутым" роботом, который может что-то говорить и что-то понимать. Часто представляется абонентам, как крутая инвестиционная компания, выплачивающая бешеные доходы участникам. На данный момент это, чаще всего, проекты, якобы связанные с Газпромом.
Очень похожи на спамеров, предлагающих всякие услуги вроде списания долгов, но, в отличие от спамеров, единственной услугой здесь будет избавление Вас от денег. Сребролюбие - это грех! :)
Эти роботы могут спросить, как Вас зовут; после чего Вам перезвонит "живой" мошенник. Важно: в данном случае он перезвонит уже не Вам, а другому участнику рулетки или случайной жертве! Но может перезвонить и Вам, если при повторном звонке мошенник снова попадёт на рулетку.
3. Звонок мошенника по случайному номеру. В этом случае он не знает Ваш адрес и как Вас зовут. Полезно поинтересоваться у него, знает ли он, кому звонит, в вариантах тональности от скромного "а кому Вы звоните?" до грубого "а что, обращаться к клиентам по имени-отчеству в Вашей <поганой> конторе уже не принято?"
4. И, наконец, самые коварные - хорошо подготовленные звонки. Мошенники уже выяснили про "клиента", всё, что можно, из слитых баз. Может знать не только, как Вас зовут, но и адрес, место работы, фамилию начальника, имена родственников, в каких банках есть счета, и многое другое.
Для Фрод-рулетки здесь важно, что это - не Ваши данные, а данные клиента, которому мошенник звонит, но попал на Вас!
Последний постулат - самый важный. Из него следует, что мошенник может ожидать, что ему ответит женский голос, а Вы вдруг отвечаете мужским (или наоборот).
Чаще всего мошенники в таких случаях бросают трубку, но иногда могут поинтересоваться, могут ли они поговорить с такой-то? Варианты реагирования рассмотрим далее.
Ещё вариант - когда мошенники разыгрывают многогоходовочку типа "звонок ЖЭКа - Росфинмониторинга - ФСБ".
В случае подготовленного звонка или очередной ступени "многоходовочки" соглашайтесь на любое имя, которым Вам назвали. :)
Тонкость: если мошенник предлагает перейти в Whatsapp/ Телеграм/ Макс - не соглашайтесь или обзовите его мошенником и прекратите разговор. Дело в том, что по этим каналам мошенник свяжется с реальной жертвой, которую он наметил, а это нам не надо (жертва не в курсе закулисной борьбы и будет в полном недоумении, кто это к ней и с какой стати вдруг нагрянул).
Теперь - конкретные примеры ответов, когда мошенник ожидает услышать женский голос.
Сцена 1: звонок якобы из учебной части колледжа или ВУЗа. Они хотели связаться со студенткой, но попали на меня. В итоге я взял на себя роль этой, видимо, нерадивой студентки. Моей целью было изобразить натуральность ситуации, поэтому в разговоре не было искромётного юмора, но пришлось проявить сообразительность: аудио, текстовая расшифровка (откроется в новом окне).
Сцена 2: звонок якобы из поликлиники по поводу замены полиса. Я изображаю из себя секретаря какой-то бизнес-леди. В ходе разговора я спрашиваю у "Алисы" совета, относится ли номер СНИЛС к персональным данным. После некоторых препирательств мошенница бросает трубку, аудио (4 мин. 25 с).
Как ещё можно ответить? Вы - супруг, брат, друг дамы, а она ушла в магаз, поликлинику, к подруге; а телефон оставила.
Ещё была идея (пока не обкатана) - вообще жертву похоронить, сказав печальным голосом:"Её с нами больше нет. Вчера похоронили. Автокатастрофа!". Далее - по обстоятельствам. По ходу разговора нельзя смеяться: событие-то печальное! :)
Теперь - случай ложного обнаружения цели (мошенника).
Сейчас расширяется применение метода двухфакторной авторизации на разных сервисах с помощью сообщения кода голосовым звонком (вместо СМС).
И вот как раз такой звонок мне пришел по рулетке; голос просто сообщал 4 цифры и ничего не требовал, аудио (16 с).
Похоже, какой-то клиент Т-Мобайла так и не смог зайти в нужный сервис, бедняга.
Теперь, в качестве примера, "обычная" беседа с мошенниками (беседа с ЖЭК-ом по поводу ключей от домофона), аудио (5 мин. 19 с).
Здесь я тоже призвал на помощь "Алису", которая любезно сообщила мне (и мошеннику), что говорить коды из СМС-ок - опасно! Кстати, СМС-ка, которую по ходу беседы отправили мошенники, пришла реальной целевой жертве мошенников; но, поскольку без сообщения кода мошенникам она вреда не представляет, то ничего страшного не произошло. Разве что "клиент" мог быть озадачен, что это и зачем.
В общем и целом, если у Вас есть "Алиса" или иная умная колонка, то рекомендую держать их включёнными: это поможет с ними (колонками) "посовещаться", потянуть время и дать послушать мошеннику аргументированный ответ.
Т- банк разрешает принять в день до 3-х звонков мошенников длительностью от 15 секунд. Звонки короче 15 секунд в зачёт не идут.
Думается, это правильно. Во-первых, это позволит большему
числу желающих принять участие в рулетке; а во-вторых, исключит возможность
"подсесть" на общение с мошенниками вплоть до формирования психологической
зависимости.
Разработанная Т-Банком (при технической реализации оператором Т-Мобайл) Фрод-рулетка - крайне интересный и полезный проект, который поможет обычным гражданам сберечь свои нервы и деньги, а самим добровольцам-участникам рулетки - поразвлечься и поучаствовать в добротном КВН-е!
Но, поскольку ничего идеального в природе не существует, есть в системе и недостатки.
Недостатки.
1. Система не знает Ваш пол. Соответственно, участникам рулетки мужского пола могут попасть звонки, предназначенные для женщин, и наоборот. Из этой ситуации можно выкрутиться, как описано выше; но часто мошенники просто бросают трубку (что сокращает эффективность Фрод-рулетки).
2. Мошенники могут присылать СМС-ки с кодом, но они будут приходить не Вам, а "настоящему" абоненту. Это поставит реального абонента в недоумение - что это и зачем?
3. Если Вы очень "достанете" мошенников, то они могут начать мстить - заваливать абонента "пустыми" звонками или СМС-ками. Опять же, "заваливать" не Вас, а реального абонента, - он будет в недоумении и не будет знать, в чём дело и что делать.
4. Мошенники могут действовать с последовательностью нескольких звонков, например, сначала начальник ЖЭКа, затем Роскомнадзор, а затем - майор ФСБ. Эти последующие звонки попадут другим участникам фрод-рулетки или реальному абоненту, которые не в курсе предыстории и могут недопонимать, что происходит.
5. Тут Т-Банк ни причём, но эта "развлекуха" работает только с 9 дл 18 часов, ибо таков рабочий день у мошенников - они чтут КЗОТ и охрану труда! :) А в это время трудящиеся находятся на работе и вряд ли смогут посвятить своё время развлечениям с мошенниками (начальство и/или клиенты не поймут). Получается, что играть во фрод-рулетку могут только относительно свободные люди: студенты, фрилансеры, отпускники и, разумеется, пенсионеры и безработные.
6. При звонке мошенника не виден номер его телефона, или хотя бы к какой стране он относится. Это лишает возможности красиво "поддеть" мошенника вопросом, почему он звонит с Украины (даже если и не с Украины, а из какой-то другой страны).
7. И, наконец, главное. По сути, Вы будете участником рекламной кампании Т-Банка, причём участником абсолютно бесплатным! Банк в качестве благодарности даже не подарит Вам статус премиум-клиента (я выяснял это в поддержке), что ему не слишком дорого стоило бы .
И вот надо ли нам рекламировать Т-Банк, ещё и за бесплатно, я глубоко сомневаюсь!
Что касается перспектив, то здесь видится широкое поле для работы Искусственного Интеллекта вместо добровольцев-волонтёров. Он сможет, на основе самообучения на тысячах звонков, гораздо эффективнее отнимать время у мошенников. Уже есть информация, что "Билайн" тестирует такую систему "Кибербабушка" (ссылка), а один из британских операторов уже внедрил.
И, конечно, надо помнить, что мошенники бывают не только телефонными!
На этой несколько печальной ноте позвольте поблагодарить за внимание!
Дополнительно - раздел
"Мошеннические новости" - свежие "схемы" мошенников, интересные
случаи.
Ваш Доктор.
20 декабря 2025 г.
Перейти на Главную
Вступайте в группу
SmartPuls.Ru
Контакте!
Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них.
Комментарии вКонтакте:
При копировании (перепечатке) материалов или использовании
изображений ссылка на источник (сайт SmartPuls.ru)
обязательна!
Доктора!
(Администрация сайта - контакты и информация)
Группа
SmartPuls.Ru
Контакте
- анонсы обзоров, актуальные события и мысли о них