Борьба с мошенниками - дело всенародное (приложение МТС нам в помощь)! 

СмартПульс - держите руку на пульсе высоких технологий! Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций

Главная

Новости

Обзоры

Статьи

Обзоры РУНЕТа

     Главная - Мошеннические новости - Борьба с мошенниками - дело всенародное (приложение МТС нам в помощь)!


Борьба с мошенниками - дело всенародное (приложение МТС нам в помощь)!

 

В собственных приложениях некоторых операторов связи есть возможность пожаловаться на "зловредные" звонки - спамерские или мошеннические; это помогает операторам бороться со спамерами и мошенниками, блокируя их звонки.

Недавно оператор МТС усовершенствовал своё приложение, предоставив возможность конкретизировать жалобу: спамер это или мошенник. Кроме того, в приложении теперь есть возможность сообщить, что звонок незнакомца был не зловредным, а полезным (например, звонок от курьера или звонок из банка с напоминанием о скором окончании срока вклада).

Популярный фольклорный мошенник - кот Базилио (Василий)
Популярный фольклорный мошенник - кот Базилио (Василий). Кликнуть для увеличения, откроется в новом окне

Но есть важный нюанс: чтобы помочь операторам связи заблокировать зловредов, сначала абонент должен ответить на звонок и убедиться, что это именно зловредный звонок. Так что популярная стратегия "не отвечать на звонки с незнакомых номеров" здесь не поможет. Она хороша в качестве пассивной защиты, но не в качестве активной (наступательной) защиты, когда абонент защитит не только себя, но и других людей (среди которых могут быть и легко уязвимые лица; и это далеко не только пенсионеры, как ошибочно считается в обществе, но и огромная масса просто легковнушаемых людей).

При разговоре с незнакомцами следует вести себя крайне осторожно, и ни в коем случае нельзя им сообщать никаких персональных данных - от наличия у Вас каких бы то ни было родственников (за исключением вымышленных), и до номеров любых документов и счетов. Коды из СМС-ок тоже нельзя сообщать, естественно; как и устанавливать по их просьбе приложения, переходить по ссылкам и т.п.

Более подробно стратегия, тактика и техника безопасности при общении с неизвестными/подозрительными лицами описана в статье "Всем миром против мошенников; или почему я отвечаю на все звонки" (сторонний ресурс).

Итак, далее рассмотрим, как пожаловаться оператору на подозрительный звонок на примере приложения МТС. У некоторых других операторов тоже есть аналогичная возможность (например, у Билайна), но без разделения по категориям спамер/мошенник.
 

Приложение МТС - как пожаловаться на спамера или мошенника

Сначала идём не в приложение оператора, а в журнал звонков (вызовов).

Там ищем строчку с подозрительным звонком, длительным нажатием вызываем контекстное меню, и выбираем действие "копировать номер" (чтобы при последующих действиях не набирать этот номер вручную).

Теперь запускаем собственно приложение оператора (в данном случае - МТС), идём по цепочке "Поддержка" - > (листаем вниз) - > выбираем пункт "Сообщить о номере" (предпоследний):

Как пожаловаться на звонок
 

На следующем этапе просто вставляем в поле "Добавить номер" ранее скопированный номер подозрительного звонка; для этого просто жмём на слово "Вставить":

Как пожаловаться оператору на спамера или мошенника
 

Номер ввели, затем жмём "Далее" и переходим к следующему экрану:

Как сообщить оператору мобильной связи о мошеннике или спамере

Вот здесь пользователя ждёт самый творческий момент отправки жалобы: здесь надо всё разложить "по полочкам", чтобы правильно нажать "Спам" или "Мошенничество". Иногда грань между мошенниками и спамерами бывает довольно тонкой, и не сразу можно понять, "кто есть кто".

Простейшие случаи спама - примерно такие: после одного-двух звонков они прекратились, так что Вы даже не успели ответить; или оборвали звонок сразу, как только Вы ответили; или же сразу предлагают какие-то услуги, которых Вы не просили (чаще всего - списание кредитов, но бывают разные варианты).

Чуть более сложный случай - если звонят из банка, клиентом которого Вы не являетесь, и предлагают свои услуги: карточки с большим кэшбеком, кредитные карты или кредиты на "хороших" якобы условиях, и тому подобное. Это тоже спамеры.

Но тут как раз есть тонкая граница: если всё то же самое предлагает банк, клиентом которого Вы являетесь, то это уже не спам, а звонок "по делу", хотя такие звонки могут быть достаточно надоедливыми (автора этого материала, например, просто изводила тётенька из Тинькофф-банка с предложением застраховать средства от мошенников, а потом ещё другая тётенька - с инвестициями).

А вот если в процессе подобных предложений звонящий начинает интересоваться Вашими персональными данными (даже просто спрашивает имя и фамилию), или просит назвать код из СМС-ки, то это - уже как минимум некорректное обращение с персональными данными (что запрещено), либо, скорее всего, мошенничество. Вот по этому поводу и жалуемся на этот звонок.

Мошенничеством являются и все звонки из якобы государственных органов: от ФСБ до жилищно-эксплуатационной конторы (включая звонки из Госуслуг, Роскомнадзора, Центробанка, полиции, почты, таможни, энергосбыта, оператора связи, службы безопасности Сбербанка (классика) и так далее, и тому подобное). Могут быть ложные звонки из маркетплейсов, служб доставки и т.п.

В этом случае можно с ними поговорить - послушать добротный юмористический стендап (оценить степень артистического перевоплощения), но строго соблюдая технику безопасности! Если Вам кажется, что ситуация становится нехорошей, то просто прекращаете звонок (не забывая отправить жалобу на мошенника).

И, наконец, самая верхняя кнопка - "Полезный звонок". Если звонок с неизвестного номера оказался всё-таки "по делу", то можно сюда отправить номер звонившего, но можно и просто ничего не делать.

К этому надо добавить, что возможность отправить жалобу на звонок есть не только в приложениях операторов, но в приложениях, не привязанных к конкретным операторам (например, "Защитник").
 

Что будет делать оператор связи с номерами, на которые пожаловались пользователи?

Вся "кухня" работы с жалобами абонентов у операторов связи строго засекречена, но можно предположить некоторые элементарные и обязательные действия.

Первым делом операторы будут проводить проверку, действительно ли номер, на который пришла жалоба, зловредный. Ибо абоненты - разные, и при отправке жалоб могут ошибаться.

Здесь могут быть разные признаки. Например, если приходит на этот номер множество жалоб от различных абонентов. Ещё вариант - если оператор видит, что с подозреваемого номера идёт массовый "веерный" обзвон номеров, звонков на которые раньше с этого номера не было. Особенно это подозрительно, если СИМ-ка была выдана совсем недавно. Впрочем, если номер зарегистрирован на юридическое лицо, а не физическое, то этот признак имеет меньшее значение (юр. лица могут обзванивать клиентов и "по делу").

Итак, оператор определил, что номер, с которого идут звонки - зловредный (спам или мошенничество). Что оператор может сделать дальше?! Тут тоже есть варианты.

Самый "легкий" вариант - оператор может помечать звонки с этого номера, как подозрительные, для следующих звонков, идущих с этого номера. Это облегчит жизнь следующим жертвам обзвона: они уже будут видеть, что что-то тут "не то"; и смогут просто не брать трубку без опасения, что пропустят важный звонок.

Следующий уровень реагирования - это голосовое предупреждение клиента "за кадром", что он, возможно, разговаривает с мошенником. Обычно такая услуга у операторов связи  - платная; но если абонент относится к уязвимой группе населения, то, может быть, стоит этой услугой воспользоваться. Дополнительный "плюс" этой услуги - в том, что искусственный интеллект анализирует звонок в реальном времени, и может предупредить жертву даже в том случае, если мошеннический звонок с подозрительного номера - вообще самый первый.

Ещё более высокий уровень реагирования - блокировка исходящих звонков с подозрительного номера. Правда, оператор может заблокировать звонки только в пределах своей сети; но, будем надеяться, что операторы обмениваются информацией о подозрительных номерах.

И, наконец, "высшая мера наказания" - полная блокировка подозрительной СИМ-ки. Правда, это может сделать только тот оператор, в сети которого эта СИМ-ка зарегистрирована.

Но есть у этой системы борьбы со спамерами  и мошенниками недостаток: она работает только с российскими номерами, хотя в последнее время значительно участились мошеннические звонки с зарубежных номеров. Правда, ориентировочно с лета 2025 г., операторы должны будут помечать, из какой страны идёт звонок; в этом случае абонента должен будет насторожить, например, звонок от "Госуслуг" или Центрального банка республики Сан-Марино :), но результат будет зависеть от бдительности самого абонента.

И, конечно, надо помнить, что мошенники бывают не только телефонными!
 

Дополнительно - раздел "Мошеннические новости" - свежие "схемы" мошенников, интересные случаи.
 

Примечание. Кот Базилио нарисован нейросетью, текст - авторский.

 Ваш Доктор.
   12 апреля 2025 г.

Перейти на Главную

 

Вступайте в группу SmartPuls.Ru  Контакте! Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них.


                Порекомендуйте эту страницу друзьям и одноклассникам                      

 

  Комментарии вКонтакте:

 

При копировании (перепечатке) материалов или использовании изображений ссылка на источник (сайт SmartPuls.ru) обязательна!  Доктора! (Администрация сайта - контакты и информация)
  Группа SmartPuls.Ru  Контакте - анонсы обзоров, актуальные события и мысли о них