СмартПульс - держите руку на пульсе высоких технологий! Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций
Главная - Статьи - Сигналы с коэффициентом нелинейных искажений 1% и 10% - как они выглядят
|
Сигналы с коэффициентом нелинейных
искажений 1% и 10% - как они выглядятСигналы с коэффициентом нелинейных искажений 1% и 10% - как они выглядятПредисловие 1 - постановка задачи В технических данных усилителей низкой частоты (УНЧ, УМЗЧ) часто указывают максимальную мощность при коэффициенте гармоник в 1% или 10% (хотя бывают указаны и другие значения, но реже). А вот как выглядят такие сигналы - нигде нет информации. В связи с этим и была поставлена задача разобраться на доскональном математическом уровне, какова форма таких сигналов, и какие для них характерны искажения. Предисловие 2 - какие искажения характерны для усилителей при работе на максимальной мощности, что такое коэффициент нелинейных искажений (THD) и какие бывают разновидности этого коэффициента Коэффициент нелинейных искажений в зарубежной литературе именуется Total Harmonic Distortion (THD). В силу своей специфики этот показатель измеряется только на синусоидальных сигналах и характеризует силу возникающих в тракте усилителя паразитных гармоник основной частоты сигнала (т.е. гармоник, которых в исходном состоянии не было). Исказить форму сигнала могут не только гармоники, но и шумы. Однако же, когда речь идёт о сигнале вблизи максимальной мощности усилителя, ими можно пренебречь. Есть и ещё один вид искажений, которым тоже можно пренебречь - "ступенька". Выглядят эти искажения так: Эти искажения характеризуются "залипанием" сигнала на некоторое время вблизи нуля из-за несинхронности открытия/закрытия положительного и отрицательного плеча усилителей в двухтактных выходных каскадах. И, хотя такие искажения, действительно, приводят к появлению "лишних" гармоник основного сигнала, ими тоже можно пренебречь при работе вблизи максимальной выходной мощности из-за их незначительной величины по сравнению с амплитудой сигнала (но для малых сигналов ими пренебрегать нельзя). По-существу, если считать источник питания усилителя идеальным, единственным типом нелинейных искажений остаются искажения типа "отсечка" (клиппинг, clipping). И вот как выглядят такие искажения: Эти искажения (клиппинг, отсечка) возникают из-за того, что усилитель не может на выход отдать напряжение большее, чем его напряжение питания (а на самом деле напряжение на выходе даже ещё чуть меньше из-за падения напряжения на транзисторах выходного каскада). Такие искажения приводят к появлению массы гармоник и, соответственно, к искажениям, слышимым при прослушивании музыки, особенно в моменты громких всплесков на треке. В настоящее время принято два метода вычисления уровня искажений, имеющих небольшие отличия, в том числе и в терминологии. 1. Коэффициент гармонических искажений (коэффициент гармоник, КГИ, КГ) рассчитывается как отношение среднеквадратичного напряжения суммы паразитных (высших) гармоник сигнала к среднеквадратичному напряжению первой (основной) гармоники. За рубежом этот параметр называется THD-F (Total Harmonic Distortion for Fundamental Frequency). 2. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) рассчитывается как отношение среднеквадратичного напряжения суммы паразитных (высших) гармоник сигнала к среднеквадратичному напряжению всего сигнала в целом. За рубежом этот параметр называется THD-R (Total Harmonic Distortion for Root Mean Square). Обычно именно этот параметр и указывается в технической документации на усилители и на микросхемы однокристальных усилителей мощности. Там он именуется без суффиксов, просто THD (часто указывают параметр THD+Noise, что для максимальной мощности не принципиально). Справедливости ради надо сказать, что при относительно малой величине искажений (до 15%) разницей в этих двух параметрах можно пренебречь.
Немного подробнее с терминологией можно
ознакомиться в
Википедии. Методика расчетов Для расчета использовалось кусочно-аналитическое задание сигнала. В качестве переменного параметра A использовалась величина превышения идеальной амплитуды сигнала (т.е. если бы не было ограничения) над реальной (с отсечкой). Рисование всех графиков и все расчёты расчёты проводились с помощью математического сервиса https://www.desmos.com. Сигнал с клиппингом обозначен чёрной кривой. За единицу по вертикальной оси принят уровень клиппинга (точка B). Идеальный сигнал (если бы не было ограничения) обозначен в виде оранжевой кривой, надстроенной к сигналу с клиппингом. Координату точки B по оси X можно найти по формуле: x = arcsin (B/A); где A - амплитуда "идеального" сигнала, B - уровень ограничения. Кусочно-аналитическая формула для расчета сигнала и графики находятся здесь. Желающие могут изменять параметр A (в формулах обозначен "a") и смотреть, как будет меняться форма сигнала в зависимости от перегрузки усилителя. Условно можно назвать этот параметр "коэффициентом перегрузки". Зная координаты всех точек излома кривой с клиппингом, можно произвести расчёт среднеквадратичного уровня сигнала и амплитуду первой гармоники. Среднеквадратичный уровень сигнала рассчитывается по формуле:
В качестве периода интегрирования (T2 - T1) ввиду полной симметричности функции достаточно взять отрезок от 0 до Pi/2. Теперь обратимся к расчёту амплитуды 1-ой (основной) гармоники. Эта задача будет частью расчёта спектра (преобразования Фурье), что является делом нелёгким. Но симметричность функции и её нечетность позволяют упростить задачу до предела. Для расчёта k-ой гармоники нечётной периодической функции существует такая формула:
Здесь Uk - это амплитуда k-ой гармоники (не путать со среднеквадратичным значением; для получения которого надо поделить амплитуду на корень из 2). Нам потребуется только значение 1-ой гармоники. Значение амплитуд высших гармоник по отдельности вычислять не потребуется: среднеквадратичное значение искажений можно рассчитать как корень из разницы энергий сигнала в целом и его первой гармоники.
Результаты расчетов Теперь можно применить все приведённые формулы для разных значений параметра A (отношения "идеальной" амплитуды сигнала к уровню ограничения, условный "коэффициент перегрузки") и свести полученный результат в таблицу. Все данные приведены в безразмерных относительных единицах.
Примечание. Строка для THD=1% получена методом интерполяции, так как для её прямого расчёта не хватило точности на сервисе Desmos. По последней графе в таблице видно, что при дальнейшем росте сигнала коэффициент нелинейных искажений асимптотически стремится к величине 43%, соответствующей прямоугольному сигналу (меандру). И это - вполне естественно, ибо при нарастании сигнала и его форма тоже асимптотически приближается к прямоугольной. Теперь пора, наконец, посмотреть на картинку синусоидального сигнала с коэффициентом нелинейных искажений 10%; а также и на то, как выглядят гармонические искажения как таковые: В этом кажущемся нагромождении кривых можно очень легко разобраться. Чёрная кривая - это сигнал с клиппингом, т.е. реальный сигнал на выходе усилителя. Оранжевая кривая - это идеальный сигнал (если бы не было клиппинга). Зелёная кривая - это первая (основная) гармоника в составе реального сигнала (с клиппингом). Синяя кривая - это гармонические искажения в составе реального сигнала (с клиппингом). Эта кривая получена как разность реального сигнала и первой (основной) гармоники. И, для порядка, далее - графики сигнала с искажениями 3% и 1%; но уже без вспомогательных кривых. Коэффициент нелинейных искажений 3%: Коэффициент нелинейных искажений 1%:
Переходим к итогам этих изысканий. Итоги и выводы Итак, теперь мы знаем, как выглядит "коэффициент нелинейных искажений 10%", который упоминают производители усилительной техники в строке "максимальная мощность при коэффициенте нелинейных искажений таком-то". Если взять коэффициент нелинейных искажений 1%, то он будет соответствовать едва заметному касанию кривой сигнала к уровню клиппинга. Но чаще всё-таки производители упоминают именно 10%, поскольку при таком коэффициенте нелинейных искажений мощность получается больше. И даже можно на основании приведённой выше таблицы определить, насколько больше. Эта величина составит (Us(THD=10%)/Us(THD=0%))2 = 1.29. Итого, мощность сигнала с искажениями 10% получается почти на 30% выше сигнала без искажений! Теперь, я надеюсь, понятно, почему производители больше любят THD=10%, чем THD=1% ?! Между тем, слушать музыку с такими искажениями уже сложно: она открыто "режет слух" даже пользователям совершенно без музыкального слуха. Но это всё - лирика. Главное - теперь у нас есть инструмент, как проверить максимальную мощность усилителя на её соответствие параметрам, заявленным производителем.
Дополнительные материалы: - Обзоры одноплатных усилителей класса D - Обзоры одноплатных усилителей класса AB
Ваш Доктор. Вступайте в группу SmartPuls.Ru Контакте! Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них. Порекомендуйте эту страницу друзьям и одноклассникам
Комментарии вКонтакте:
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||