СмартПульс
- держите руку на пульсе высоких технологий!
Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций
Главная - DIY (Радиолюбителям) - Не пропадать же добру - Переводим фонарик на питание от аккумулятора из вейпа
На руках у населения скопилось огромное количество небольших фонариков домашнего пользования с питанием от трёх мизинчиковых батареек (AAA). А батарейки, как известно, стоят денег и имеют ограниченный срок годности; а ещё к тому же имеют свойство иногда протекать и портить устройство, в котором используются.
Исправить эти недостатки можно, если заменить батарейки на условно-бесплатные аккумуляторы из отработанных вейпов. Как это сделать, будет описано далее в статье. Попутно будет описано, как из вейпа с возможностью подзарядки сделать зарядное устройство для литий-ионного аккумулятора.
(Кликнуть для увеличения, изображение откроется в новом окне)
Оглавление
1. Установка аккумулятора в
батарейную кассету фонаря
Перед началом всех работ надо убедиться, что дорабатываемый фонарик жив и здоров, иначе весь смысл работ пропадёт.
Наиболее часто проблемы возникают с кнопкой включения-выключения фонарика. Она может то срабатывать, то нет; или же при малейшем прикосновении к ней свет начинает мерцать или вообще пропадать. Чтобы был понятен масштаб проблемы, скажу, что из трёх фонарей-кандидатов на доработку с такой конструкцией оказался живым, здоровым и пригодным для доработки только один фонарик.
Сначала посмотрим на фонарик в разобранном виде:
Дорабатывать будем кассету для батареек. Наша задача - установить туда один аккумулятор вместо трёх батареек.
Почему так, а не иначе?
Это связано с тем, что напряжение аккумулятора - значительно выше напряжения батарейки. У батарейки номинальное напряжение - 1.5 В, а у аккумулятора - 3.7 В, а при полной зарядке 4.2 В.
Таким образом, устанавливая один аккумулятор вместо трёх батареек, мы получим фонарик с яркостью немного ниже, чем при работе от батареек; но, тем не менее, вполне пригодный к эксплуатации.
Проблемы при установке аккумулятора будут чисто механическими: диаметр подавляющего большинства аккумуляторов из вейпов больше диаметра батарейки ААА, который составляет 10.5 мм.
Далее будут рассмотрены два варианта доработки кассеты для батареек: с установкой аккумулятора диаметром 13 мм и диаметром 16 мм.
Начнём с аккумулятора диаметром 13 мм, его типоразмер - 13350 (диаметр 13 мм, длина 35 мм), номинальная ёмкость 500 мА*ч.
Этот аккумулятор нужно поместить в середину кассеты. А чтобы он там поместился, срезаем острым ножом или скальпелем внутренние (!) острые грани рёбер, скрепляющих отрицательную и положительную контактные площадки кассеты. Можно, видимо, их подпилить и тонким надфилем.
Теперь там достаточно места, и туда заталкиваем аккумулятор из вейпа:
На оставшиеся пружинки в кассете можно не обращать внимание, если они не мешают размещению аккумулятора. Если мешают (что может быть при длине аккумулятора свыше 35 мм), соответственно, их можно снять.
Теперь надо припаять минус аккумулятора к минусу контактной площадки кассеты; а плюс, соответственно, к плюсу.
Сделать это надо ближе к краям контактных пластин, чтобы проводники, идущие от аккумулятора к контактным пластинам, не повреждались при зажимании их "крокодилами" зарядного устройства. Вот как выглядит "правильная" пайка:
Если имеющийся в распоряжении пользователя аккумулятор имеет диаметр свыше 13 мм, то технология его установки будет другой.
Выпиливаем одно из пластиковых рёбер, скрепляющих положительную контактную площадку с отрицательной:
Теперь на освободившееся место кладём аккумулятор и припаиваем проводники от его полюсов к соответствующим контактам кассеты:
Теперь осталось примотать скотчем аккумулятор к кассете, чтобы он там не болтался, и готово!
Возможно, таким способом получится разместить в кассете и аккумуляторы диаметром до 17-18 мм, если подпилить (подрезать) внутренние грани рёбер; но не стоит этим сильно увлекаться, так как это - несущая часть конструкции.
Может быть также успешной и установка плоских аккумуляторов с длиной 40-42 мм из тонких одноразовых вейпов (но тогда пружинки точно надо будет удалять).
Осталось решить проблему, как эти аккумуляторы заряжать. Ей
займёмся в следующей главе.
Особенность вейпов с подзарядкой состоит в том, что они содержат абсолютно полноценный контроллер заряда со всеми видами защит (от превышения напряжения, тока и температуры).
Сделать из него зарядное устройство - проще простого: к тем контактам контроллера, которые шли к аккумулятору в вейпе, припаиваем провода с зажимами-крокодилами. Всю остальную начинку вейпа выбрасываем.
Сейчас можно встретить вейпы с возможностью подзарядки с очень продвинутыми контроллерами, включающими многоступенчатый или даже цифровой индикатор уровня заряда аккумулятора. Но и самый простой контроллер с единственным светодиодом тоже подойдёт, хотя его индикация менее информативна (только "зарядился" / "не зарядился").
В данном случае был использован контроллер из вейпа продвинутого типа. Правда, аккумулятор в нём оказался слишком длинным, поэтому для фонарика пришлось использовать аккумулятор из другого вейпа.
Поскольку вейп имел слишком большие габариты, то из него просто была выломана часть с контроллером зарядки (для уменьшения габаритов зарядного устройства ).
Вот как выглядит зарядное устройство со стороны монтажа:
И, наконец, посмотрим, как выглядит процесс зарядки аккумулятора, установленного в кассете для батареек, этим зарядным устройством:
Если вейп имеет небольшие габариты, то выламывать из него
контроллер заряда не обязательно, можно оставить его внутри вейпа, а провода для
зарядки выпустить наружу через мундштук.
Итак, в статье проработан ещё один вариант, как использовать аккумулятор из вейпа, при этом с пользой и минимальными усилиями.
В результате проведения подобных несложных работ достигнуты сразу две цели.
Во-первых, перевели фонарик на аккумуляторное питание и, тем самым, избавились от покупки батареек; а заодно и от сопутствующих проблем, связанных с их протеканием.
Во-вторых, внесли хотя бы минимальный вклад в уменьшение количества электронного мусора в природе.
Есть ли у замены в фонариках батареек на аккумуляторы минусы?
Да, есть один минус: время непрерывной работы фонарика от аккумулятора получается в разы меньше времени работы на одном комплекте батареек. Объём аккумулятора и величина его заряда - намного меньше, чем заряд целых трёх батареек.
В итоге просто надо будет чаще подзаряжать аккумулятор, чем требовалось бы менять батарейки. Вряд ли эта проблема - критичная, особенно - для домашнего применения.
И небольшой теоретический вопрос: как будет работать аккумулятор без контроллера разряда (платы защиты); то есть, не будет ли происходить переразряд аккумулятора с с последующим его ускоренным выходом из строя?
Нет, этого происходить не будет, так как при снижении напряжения на белых светодиодах ниже 3 В их яркость сильно снижается; и пользователь точно поймёт, что пора подзаряжать аккумулятор (пользоваться фонарём будет невозможно). При напряжении 2.5 В свечение светодиодов прекращается полностью. Внимание! Для светодиодов других цветов пороговые напряжения - ниже, там плата защиты точно потребуется!
Единственная вещь, которую может потребоваться докупить для описанной доработки фонариков - это зажимы-"крокодилы" для зарядного устройства из вейпа.
Их можно купить очень недорого на Алиэкспресс, например, у этого продавца.
Реклама. ООО "АЛИБАБА.КОМ (РУ)" ИНН 7703380158
Дополнительно:
Статья
о других возможностях
применения аккумуляторов из вейпов
Раздел
"Не пропадать же добру"
Весь раздел
DIY ("Сделай сам!")
Ваш Доктор.
17 марта 2025 г.
Вступайте в группу
SmartPuls.Ru
Контакте!
Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них.
Комментарии вКонтакте:
При копировании (перепечатке) материалов ссылка на источник (сайт SmartPuls.ru) обязательна!
Доктора!
(Администрация сайта - контакты и информация)
Группа
SmartPuls.Ru
Контакте
- анонсы обзоров, актуальные события и мысли о них