Как можно использовать аккумуляторы из электронных сигарет 

СмартПульс - держите руку на пульсе высоких технологий! Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций

Главная

Новости

Обзоры

Статьи

Обзоры РУНЕТа

   Главная - DIY (Сделай сам!) - Не пропадать же добру! - Как использовать аккумуляторы из электронных сигарет

 

 Применяем с пользой аккумуляторы из вейпов (электронных сигарет)

 Статья-руководство


Как можно использовать аккумуляторы из электронных сигарет

В электронных сигаретах (вейпах) в качестве источника питания используются прогрессивные литий-ионные аккумуляторы.

И вот тут возникает коллизия: сами электронные сигареты в подавляющем большинстве случаев - одноразовые, а аккумуляторы в них - многоразовые!

Естественно, возникает интересный вопрос: как можно использовать аккумуляторы из вейпов с пользой в хозяйстве (и с сопутствующей пользой для сохранения окружающей среды)?!

Народные умельцы уже научились разбирать вейпы, дозаправлять их курительной жидкостью и дозаряжать аккумуляторы (можно нагуглить в интернете, хотя правильнее было бы просто купить многоразовые вейпы).

Но мы пойдём другим путём и найдём полезное техническое применение аккумуляторам из одноразовых вейпов.

Как использовать аккумуляторы из электронных сигарет (вейпов)
(Использованные вейпы. Кликнуть для увеличения, откроется в новом окне)

На фото показаны вейпы типовых форм: цилиндрический, прямоугольный со скруглёнными углами, плоский тонкий и плоский утолщённый. В каждом из них есть аккумулятор, которому можно подарить "вторую жизнь"; но реализация этой идеи потребует творческого подхода и умелых рук (иногда - очень умелых рук ("очумелых").

Внимание! Курение вредит Вашему здоровью!

 

Оглавление

1. Какие бывают литий-ионные аккумуляторы в вейпах
 

2. Используем аккумуляторы из вейпов в повербанках (внешних аккумуляторах)
 

3. Переделываем вейп в повербанк
 

4. Заменяем батарейное питание на питание от аккумулятора из вейпа
 

5. Переводим задний велосипедный маячок на питание от аккумулятора из вейпа
 

6. Делаем фонарик из электронной сигареты (вейпа)
 

7. Используем аккумуляторы из вейпов плоской конструкции для создания самодельной аккумуляторной "Кроны"
 

8. Делаем зарядное устройство из отработанного вейпа с возможностью подзарядки
 

9. Использование аккумулятора из вейпа в качестве дополнительного для повышения времени автономной работы устройств
 

10. Усилитель для наушников своими руками (с использованием корпуса и системы питания от вейпа)
 

11. Сколько может прослужить аккумулятор из вейпа (электронной сигареты)?
 

12. Окончательный диагноз: как можно использовать аккумуляторы из электронных сигарет и есть ли в этом смысл?
 

1. Какие бывают литий-ионные аккумуляторы в вейпах

Нельзя точно утверждать, что на следующем  фото представлены все возможные варианты аккумуляторов в электронных сигаретах, но удалось наковырять такие:

литий-ионные аккумуляторы из вейпов (электронных сигарет)

На фото слева направо сверху вниз представлены следующие аккумуляторы (сначала идут 5 цилиндрических, затем - единственный прямоугольный):

- 08570 (диаметр (Ø) 8 мм, длина (l) 57 мм), 280 мАч;

- 11500 (Ø11, l=50 мм), 650 мАч;

- 17350 (Ø17, l=35 мм), 850 мАч;

- 15350 (Ø15, l=35 мм), 400 мАч;

- 13400 (Ø13, l=40 мм), 550 мАч;

- 651642 (толщ. 6.5 мм, шир. 16 мм, дл. 42 мм), 420 мАч.

Уже после того, как было сделано это фото, из вейпа Pons удалось извлечь аккумулятор типоразмера 18400 на 1300 мАч.

В качестве полезного применения будут рассмотрены разные варианты: использование аккумуляторов из вейпов в готовых корпусах повербанков, переделка самих вейпов в повербанки и другие полезные устройства, и использование аккумуляторов из вейпов в разных устройствах для замены дорогостоящего батарейного питания.

Усложнять последнюю  задачу нам будут два фактора: несоответствие напряжения и габаритов аккумуляторов из вейпов стандартным батарейкам. Но мы справимся!

2. Начнём с самой простой задачи - используем аккумуляторы из вейпов в повербанках (внешних аккумуляторах)

Для этого нам потребуется купить корпус повербанка без аккумуляторов, а затем набиваем его своими аккумуляторами из вейпов.

На Алиэкспресс можно купить различные варианты корпусов повербанков. Почти все они рассчитаны на применение аккумуляторов типоразмера 18650, но наиболее удобны будут те из них, которые рассчитаны на установку двух и более аккумуляторов такого типа (дают больше свободы действий).

Далее рассмотрим вариант с корпусом, рассчитанным на 2 аккумулятора типоразмера 18650.

Этот корпус был куплен на Алиэкспресс ($1.9, ссылка, Реклама. ООО "АЛИБАБА.КОМ (РУ)" ИНН 7703380158); и в разобранном виде выглядит так:

Корпус повербанка с Алиэкспресс

Он основан на чипе NS4828, предназначенном для создания повербанков небольшой мощности, и потому разного рода систем "быстрой зарядки" он не поддерживает (как и практически все имеющиеся в продаже корпуса без аккумуляторов).

Контроллер power bank на чипе ns4828

Но "изюминка" в чипе NS4828 есть; расскажу о ней позже.

В корпус повербанка можно устанавливать аккумуляторы разных типоразмеров, соединив их параллельно.

Внимание, очень важно! Перед параллельным соединением аккумуляторов на них должны быть выровнены напряжения! Иначе из-за перетекания больших токов между аккумуляторами возможны неприятные последствия, вплоть до их взрывов.

Выровнять напряжения можно, соединив аккумуляторы между собой через резисторы 5-20 Ом на длительное время (на сутки). Как вариант - каждый из них по отдельности полностью зарядить, а затем спаять параллельно.

Заодно, кстати, будет очень полезно перед всеми дальнейшими действиями проверить работоспособность каждого аккумулятора в отдельности (среди них могут быть аккумуляторы с внутренними замыканиями или такие, которые не держат заряд).

"Короткие" аккумуляторы (до 40 мм) в корпус повербанка можно устанавливать поперёк, хотя и с некоторым усилием:

Установка аккумуляторов из вейпов (электронных сигарет) в повербанк
 

"Длинные" аккумуляторы (св. 40 мм) можно устанавливать только вдоль штатных установочных мест:

Установка аккумуляторов из вейпов (электронных сигарет) в power bank

В любом случае аккумуляторы соединяем с платой контроллера проводами и пайкой; а имеющиеся в корпусе пружинные контакты использовать не представляется возможным. Можно даже их выпаять из платы контроллера и убрать из корпуса, чтобы не мешались.

Чтобы аккумуляторы в корпусе не болтались, их необходимо прижать с помощью пористого материала, используемого в упаковках различных товаров.

Теперь - коротко о результатах теста получившегося повербанка.

Максимальный долговременный отдаваемый ток составил 0.92 А при полностью заряженном аккумуляторе и 0.8 А при почти разряженном аккумуляторе (эффективность преобразования в контроллерах повербанков падает при снижении напряжения аккумулятора). Ток замерялся при соблюдении условия, что напряжение на выходе повербанка не должно падать ниже 4.75 В.

Такого тока достаточно для зарядки маломощных кнопочных телефонов, но мало для современных смартфонов с их ёмкими аккумуляторами.

Если же надо зарядить именно смартфон, то это тоже можно сделать, но применяя для этого "плохонький" кабель (с относительно высоким сопротивлением), чтобы не вызвать перегрузку повербанка по току.

Минимальный выходной ток повербанка, при котором ещё не происходит его автоматического выключения, составил 3.9 мА. При более низких токах повербанк тоже продолжил работу, но с кратковременными провалами в работе (менее, чем на 0.5 секунды раз в несколько секунд). Окончательное отключение повербанка происходило при токе выхода менее 0.05 мА.

И вот это - очень интересные цифры, поскольку у большинства других повербанков автоматическое выключение происходит при токе выхода 50-70 мА.

Такое свойство позволит этому повербанку успешно заряжать устройства с малым потреблением (смарт-часы, Bluetooth-наушники и т.п.), которые "обычные" повербанки не могут зарядить на 100% из-за их преждевременного отключения.

Тепловой снимок показал, что наиболее сильно чип контроллера разогревается в процессе зарядки повербанка (испытание проводилось с одним аккумулятором 18400):

Тепловой снимок повербанка с аккумулятором из вейпа (электронной сигареты)

Температура чипа достигла 105 градусов (это - много).

Ток заряда в первые секунды зарядки составил около 1 А, но затем он быстро упал до 0.7 - 0.75 А. Вероятно, чип автоматически снижает ток при опасном повышении температуры (так и должно быть).

В процессе работы на нагрузку разогрев чипа был меньше, только до 80-85 градусов.

В общем, повербанк получился функциональным, но с особенностями: как позитивными, так и не очень.

Окончательный внешний вид получившегося повербанка сверху и снизу таков:

Повербанк на аккумуляторах из вейпов (электронных сигарет)

Повербанк (power bank) на аккумуляторах из вейпов (электронных сигарет)

Как альтернативу, можно рассмотреть покупку более крупного корпуса, рассчитанного на 5 стандартных аккумуляторов 18650, описанного в этом обзоре, но аккумуляторов для него потребуется много, а над их закреплением внутри потребуется хорошо подумать.

3. Повербанк из вейпа (переделываем электронную сигарету в повербанк)

В предыдущем случае мы шли по пути наименьшего сопротивления: просто выломали аккумуляторы из вейпа и переставили их в повербанк.

Теперь задачу усложняем: сам вейп как таковой переделываем в повербанк!

Подобного рода операция возможна не для всех вейпов, поскольку эта возможность сильно зависит от габаритов и геометрии вейпа. Впрочем, в наибольшей степени всё будет зависеть от умелости рук пользователя.

В данном случае идеально подходящим по геометрии вейпом оказался Cuvie Plus.

Так выглядит корпус вейпа с извлечённым из него аккумулятором типа 17350 на 850 мАч:

Повербанк из вейпа. Вейп (электронная сигарета) с извлечённым аккумулятором

Разборка вейпа не сложна, поскольку с обеих сторон он закрыт просто "пробками" без применения клея. Тем не менее, потребуется разумное применение силы и отвёртка с тонким шлицом.

Корпус вейпа - металлическая трубка; внешний диаметр - 18 мм, внутренний - 17.5 мм. Такой внутренний диаметр идеально подходит для установки вот такой малогабаритной платы контроллера повербанка:

плата контроллера повербанка для установки в вейп

Эта плата ещё будет у нас упоминаться, а детальный её обзор - здесь.

Проводим репетицию установки платы повербанка в вейп:

Как сделать повербанк из электронной сигареты

Репетиция прошла успешно: плата вошла в корпус с минимальными зазорами.

Для окончательного закрепления платы в корпусе повербанка необходим хороший клей, так как сила вставки и извлечения разъёмов USB будет значительной.

Особой заботой будет закрепление аккумулятора внутри вейпа таким образом, чтобы он там не болтался (во избежание отрыва проводников и замыканий).

Для этого можно использовать, например, пластиковую трубку, в которой находился пористый наполнитель с курительной жидкостью (возможны иные варианты).

Вся конструкция перед заталкиванием в корпус выглядела так:

Повербанк из электронной сигареты

Перед окончательной сборкой обязательно проводим ещё одну её "репетицию", чтобы удостовериться, что всё сядет на свои места, как должно.

Далее намазываем края платы и верхние рёбра "большого" USB-разъёма хорошим клеем и заталкиваем в трубку вейпа.

После заталкивания можно с помощью зубочистки ещё добавить клея в места соприкосновения платы и корпуса. Внимание! Клей не должен попасть внутрь разъёмов!

И, наконец, наиболее крупные щели затыкаем пористым пластиком, используемым в упаковках товаров. Внимание! Пластик не должен уходить слишком глубоко и накрывать чип; это ухудшит теплоотвод от него.

Для уменьшения габаритов отпиливаем мундштук с противоположной стороны вейпа.

И вот, наконец получаем повербанк из электронной сигареты:

повербанк из электронной сигареты

Внешний вид можно охарактеризовать поговоркой: "Не ладно скроен, да крепко сшит!". :)

Теперь - небольшие испытания полученного повербанка. Главная цель испытаний - выяснение реальной полезности повербанка с таким небольшим аккумулятором.

Зарядка получившегося повербанка с нуля показала, что в него залилась ёмкость 862 мАч за время около 1.5 часа. Это - очень хороший результат, почти совпавший с номинальной ёмкостью аккумулятора (850 мАч ).

Максимальный ток заряда составил 0.77 А, т.е. для зарядки можно использовать старые зарядные устройства с выходным током 1 А.

Зарядка современного смартфона от этого повербанка с аккумулятором ёмкостью 4100 мАч позволила поднять его уровень заряда с 43% до 55%, т.е. на 12%.

Полученный результат позволяет определить область применения повербанка из вейпа.

 Он не подойдёт для полноценной зарядки смартфонов, но позволит продлить время их работы в чрезвычайных ситуациях.

Полученного заряда хватит на 1 - 1.5 часа навигации (это один из самых энергоёмких режимов), либо на 3 - 5 часов работы в режиме ожидания с короткими звонками по телефону или выходом в Интернет.

Такое использование этого маленького повербанка тоже полезно, особенно, с учётом его небольшого веса, составившего всего 32 г. Вес не будет отягощать пользователя даже при постоянном ношении этого повербанка с собой для экстренных случаев.
 

4. Заменяем батарейное питание на питание от аккумулятора из вейпа

Аккумуляторы из вейпов можно использовать и для замены одноразовых батареек в различных устройствах. Но здесь есть ограничения, связанные с тем, что номинальное напряжение литиевого аккумулятора (3.7 В) значительно выше напряжения одиночной батарейки (1.5 В). То есть, можно всегда заменить аккумулятором батарейки в устройствах, где стоят последовательно три батарейки; а где стоят две батарейки - иногда. Где установлены только одна или четыре батарейки, заменить их на аккумулятор из вейпа нельзя.

Теперь рассмотрим конкретный пример: замена питания мультиметра с тремя батарейками на питание от одного аккумулятора из вейпа.

Сначала разбираемся с геометрией. Данный конкретный мультиметр (Aneng V8) питается от 3-х батареек типа AA (диаметр 14 мм, длина 50 мм).

Значит, применяемый аккумулятор из вейпа не должен превышать эти размеры. После осмотра запасов аккумуляторов, извлечённых из вейпов, был выбран аккумулятор типоразмера 13450 (диаметр 13 мм, длина 45 мм):

аккумулятор из вейпа для замены 3-х батареек AA

Дальше возможны два варианта действий.

Первый вариант - простой: припаиваем к аккумулятору проволочки, которыми аккумулятор будет подсоединяться к мультиметру; и делаем у этих проволочек длинные оголённые концы, к которым можно будет подключать с помощью "крокодилов" внешнее зарядное устройство (можно сделать из вейпа с возможностью подзарядки - там есть полноценный контроллер заряда).

Но мы не ищем лёгких путей!

Поэтому выбираем второй вариант, сложный: припаиваем к аккумулятору контроллер заряда из вейпа с возможностью подзарядки; и убираем в мультиметре этот контроллер на место, свободное от остальных батареек в отсеке питания мультиметра.

Благодаря этому можно будет подзаряжать аккумулятор любой телефонной зарядкой с кабелем USB-C.

Выглядит контроллер заряда вейпа с возможностью подзарядки так (вид со стороны разъёма и с обратной стороны):

Контроллер заряда аккумулятора из вейпа (вид со стороны разъёма)

Контроллер заряда аккумулятора из вейпа (вид с обратной стороны)

На последней фотке обратите внимание на цилиндрик "датчика вдоха". Его желательно выпаять (хоть это и не критично), так как он является постоянным потребителем тока (порядка нескольких микроампер).

Красный и чёрный провода идут к аккумулятору, а белый провод откусываем совсем - он должен был идти на нагревательный элемент.

Теперь соединяем пайкой аккумулятор и контроллер; а также выводим два провода от аккумулятора, которые затем присоединим к мультиметру:

Обратите внимание, что места выхода проводников защищены от отрыва в местах пайки термоусадочной трубкой. При этом на контактах аккумулятора термоусадка надета с запасом, чтобы защитить сами контакты, а не только провода.

Теперь оголённые концы проводов, идущих от аккумулятора, проталкиваем в батарейном отсеке мультиметра в щель между контактами для батареек (плюсом первой батарейки и минусом последней) и стенками отсека (они там нормально зажимаются с хорошим контактом).

Кроме того, надо изолировать свободные контакты в батарейном отсеке, находящиеся под положительным напряжением (во избежание замыкания с металлическим обрамлением разъёма USB-C, соединённым с землей на своей плате).

Контроллер заряда просто кладём в одно из свободных мест для батареек.

Замена батарейного питания мультиметра на питание от аккумулятора из вейпа

Особенность использования получившейся системы питания состоит в том, что, если мультиметр начнёт показывать пониженное напряжение батареи, то надо как можно скорее подзарядить аккумулятор. Дело в том, что в конце цикла разряда аккумулятора падение его напряжения ускоряется; и в такой ситуации нет большого запаса времени до полного истощения и переразряда аккумулятора.

Если же такая система питания будет применяться не в мультиметре, а в другом устройстве, то тоже надо следить за состоянием заряда аккумулятора. Если же индикатора истощения батареи в устройстве нет, то надо оценивать состояние аккумулятора по косвенным признакам: падение яркости светодиодов, снижение оборотов моторов и т.п.

Можно также дополнительно применить плату защиты аккумулятора (аналогичную описанной в обзоре по ссылке).

Теперь следующий вопрос - почему не всегда можно применить такую замену в случае, если устройство работает от двух последовательных батареек 1.5 В?

Дело в том, что две свежие стандартные батарейки дают напряжение около 3.3 В, а полностью заряженный литиевый аккумулятор - 4.2 В. Превышение на 0.9 В - довольно значительно: это примерно как если бы в сети вместо 220 В оказалось бы 280 В: не все устройства сказали бы "спасибо" за такую прибавку!

То есть, сначала надо выяснить, допускает ли питаемое устройство такое повышенное напряжение питания. Если не допускает, то можно его искусственно понизить несколькими способами (с помощью диодов, резисторов и т.п.). Один из вариантов ограничения тока с помощью резистора описан в следующей главе. Там же описано и создание одного из вариантов зарядного устройства с контактами - "крокодилами" для зарядки произвольных аккумуляторов (в том числе для аккумуляторов из вейпов). Ещё один вариант описан в главе 8 этой статьи.
 

5. Переводим задний велосипедный маячок на питание от аккумулятора из вейпа

Вот как выглядит типовой задний велосипедный маячок:

Переводим задний велосипедный маячок на питание от аккумулятора из вейпа

Данный маячок имеет сзади скобу, с помощью которой его можно одеть на рюкзак:

Переводим задний велосипедный фонарь на питание от аккумулятора из вейпа

Благодаря такой конструкции маячка, его могут использовать и пешие туристы при движении вблизи автодорог. Безопасности много не бывает!

В маячке реализованы функции непрерывного и мигающего свечения, а также "бегущие огни" в разных направлениях.

В отличие от передней велофары, которая должна быть мощной и питается от ёмкого источника энергии, задний красный маячок потребляет мало энергии и питается от двух батареек формата AAA (диаметр - 10.5 мм, длина - 44.6 мм).

Посадочные места для батареек расположены по разные стороны от светодиодной линейки:

Красный задний велосипедный маячок в открытом виде

Оценим совместимость такого маячка по напряжению питания с литий-ионными аккумуляторами.

Номинальное напряжение батарейки AAA - 1.5 В, а напряжение на свежераспакованной батарейке - примерно 1.65 В.

Итого, напряжение на двух свежих батарейках - 3.3 В, что существенно ниже напряжения заряженного на 100% литий-ионного аккумулятора (4.2 В).

Отсюда делаем вывод: чтобы не сжечь велосипедный маячок, надо в цепь питания фонарика вставить резистор, который будет ограничивать ток через светодиоды.

Кроме того, для долгой и счастливой жизни красного велосипедного фонаря при питании от аккумулятора из вейпа необходимо дополнить аккумулятор платой защиты (обзор такой платы и пояснения - здесь). Это убережёт аккумулятор как от перезаряда, так и от переразряда. Переразряд возможен в связи с тем, что свечение красных светодиодов прекращается при напряжении около 1.8 В, а разряд аккумулятора до такого напряжения для него уже опасен.

Конечно, аккумулятор из вейпа - не такой ценный ресурс, чтобы из-за него сильно переживать; но вот процесс его замены будет непрост, и лучше этого избежать.

Схему подключения аккумулятора я рисовать не буду, а расскажу её словами, ибо она слишком проста.

Плату защиты припаиваем к аккумулятору (использован аккумулятор 13400 на 550 мАч). Аккумулятор соединяем с теми контактами платы защиты, которые предназначены именно для аккумулятора. В данном случае использовалась не покупная плата защиты, а "халявная" - снятая с аккумулятора, вышедшего из строя.

Затем контакты от платы защиты выводим наружу для подзарядки аккумулятора.

Плату велосипедного фонаря подключаем к плате защиты через резистор 5 - 10 Ом (в данном случае - через 9.1 Ом, поскольку такой резистор нашелся в хозяйстве).

Чтобы аккумулятор не кувыркался внутри маячка (при езде возможна вибрация), приклеиваем его к внутренней боковой стороне маячка белым сантехническим герметиком (или иным объёмным клеем).

Вот в итоге что получается:

Велосипедный фонарь с питанием от аккумулятора из вейпа

Как вариант, можно проводники, предназначенные для зарядки, на время велокатания убирать внутрь корпуса; но не забудьте одеть на оголённые части изоляционную трубку во избежание замыканий.

Очень важно: заряжать аккумулятор в такой конструкции напрямую от 5-вольтовой телефонной зарядки нельзя: это приведёт к превышению режима зарядки по току.

Их можно заряжать от лабораторного блока питания, установив напряжение 4.5 - 5 В, и ток 0.2 - 0.3 А.

Поскольку лабораторный блок питания есть далеко не в каждом доме, то можно самому сделать зарядное устройство из самой простой платы контроллера повербанка (уже упоминавшейся выше в главе, посвящённой изготовлению повербанка из вейпа).

Выглядит такое бескорпусное зарядное устройство так:

Зарядное устройство из платы контроллера повербанка

На плате к контактам для аккумулятора просто припаяны провода с "крокодилами". При зарядке аккумуляторов очень важно не путать полярность подключения. Что случится, если перепутать, я не проверял, и Вам не советую!

Можно также изготовить зарядное устройство и из отработанного вейпа с возможностью дозарядки; изготовление описано в главе 8. Делаем зарядное устройство из отработанного вейпа с возможностью подзарядки.

И, наконец, всё собрано и проверено:

Установка аккумуляторов из вейпа в велосипедный фонарик

После заряда до 100% маячок проработал в режиме непрерывного свечения 19 часов до отключения аккумулятора платой защиты (остаточное напряжение заряда аккумулятора составило 2.9 В).

Ток, потребляемый маячком в начале рабочего цикла, составил 42 мА, в конце - 16 мА.

Яркость свечения маячка, пожалуй, во второй половине цикла была маловата. В принципе, ограничительный резистор в схему можно было бы установить и меньшего номинала (для повышения яркости свечения), но я переделывать не стал.

К сожалению, подобная доработка возможна не для всех велосипедных маячков. Некоторые из них имеют настолько плотную компоновку, что разместить аккумулятор диаметром 13 мм на посадочной площадке вместо штатной батарейки диаметром 10.5 мм никак не получится; и подходящий для такой переделки аккумулятор вряд ли удастся найти в вейпах (наиболее тонкие из них - одновременно и слишком длинные).

6. Делаем фонарик из электронной сигареты (вейпа)

Для изготовления фонарика из вейпа лучше всего подойдут вейпы прямоугольной формы.

В таких вейпах удобнее всего разместить светодиод, выключатель; и, самое главное, они уже имеют встроенный контроллер заряда с разъёмом для подключения зарядки (важно!).

Разборка таких вейпов в большинстве случаев делается не сложно: они закрыты одной или двумя "пробками" без применения клея.

Бывают и неприятные случаи, когда разобрать вейп, не разломав его, невозможно. Но такие случаи бывают редко.

Итак, берём, для примера, вот такой вейп:

Делаем фонарик из электронной сигареты (вейпа)

Для его разборки сначала снимаем верхнюю пробку с мундштуком.

Затем извлекаем начинку, аккуратно подталкивая снизу USB-разъём отверткой.

Вот как выглядит начинка вейпа без корпуса:

Вейп (электронная сигарета) в разобранном виде

Из начинки убираем хранилище курительной жидкости и нагревательный элемент вместе с проводами. Всё остальное нам пригодится.

На освободившееся место можно установить дополнительный аккумулятор параллельно собственному. Внимание! Перед окончательной пайкой аккумуляторов впараллель необходимо выровнять напряжение на аккумуляторах (во избежание сильных перетекающих токов)! Сделать это можно, как уже говорилось, с помощью резистора, или же зарядив каждый по отдельности до 100%.

Далее предстоит хорошо поработать с крышкой вейпа: в неё надо установить достаточно мощный светодиод и выключатель.

Чтобы световой поток фонарика был достаточно сильным, выбираем светодиод мощностью не менее 1 Вт. Но и слишком мощный светодиод тоже вряд ли будет полезен, так как при мощности св. 1 Вт уже может потребоваться дополнительный теплоотвод; который нам будет устанавливать негде.

Светодиод выбираем с как можно более узкой диаграммой направленности.

В данном случае использовался светодиод Cree "тёплого" свечения на круглой теплоотводящей пластине диаметром 16 мм ($2.4 за пару на Алиэкпресс, Реклама. ООО "АЛИБАБА.КОМ (РУ)" ИНН 7703380158):

Светодиод Cree для изготовления фонарика из вейпа (электронной сигареты)

К сожалению, его диаграмма направленности оказалась слишком широкой, из-за чего свет охватывает большую площадь, но с не очень большой яркостью.

Учитывая малую площадь теплоотвода, подводимую мощность пришлось ограничить на уровне 0.7 Вт, а ток - на уровне 250 мА при полностью заряженном аккумуляторе.

Ток подавался через ограничительный резистор, образованный параллельными резисторами 9.1 Ом и 12 Ом (итого - 5.18 Ом).

Светодиод устанавливаем на месте мундштука, который просто отпиливаем. Можно отпиливать не обязательно вплотную к крышке вейпа, а отступив на 1-2 мм.

Теперь припаиваем к светодиоду проводники питания и приклеиваем эту конструкцию к внутренней части верхней крышки.

Для фиксации светодиода использовался высокотемпературный силиконовый клей (куплен на Яндекс.Маркет), но можно использовать и силиконовый клей попроще (разогрев светодиода - умеренный, примерно до 70-80 градусов). Реклама. ООО "Яндекс" ИНН 7736207543

Кроме светодиода, для фонарика потребуется малогабаритный выключатель с фиксацией. Был выбран на Алиэкспресс вот такой ($0.8 за десяток, Реклама. ООО "АЛИБАБА.КОМ (РУ)" ИНН 7703380158):

Миниатюрный выключатель

Размеры выключателя: длина без выводов - 12 мм, ширина - 8 мм, высота - 8.3 мм.

Он также был приклеен к внутренней стороне крышки силиконовым клеем.

И вот что получилось на виде спереди и сзади:

Изготовление фонарика из вейпа (электронной сигареты)

Изготовление фонаря из вейпа (электронной сигареты)
 

Как видно на фото, для выключателя я клея не пожалел, так как к нему будет прикладываться некоторая физическая нагрузка при включении и выключении.

Вот такая получается конструкция перед окончательной установкой в корпус:

Сборка фонарика из электронной сигареты (вейпа)

Впараллель основному аккумулятору (16350, 650 мАч) добавлен дополнительный (13400, 550 мАч). Он установлен в контейнере, где была губка с курительной жидкостью; и закреплён силиконовым клеем.

Сам контейнер был укорочен, так как место в крышке вейпа, куда он вставлялся, теперь занято светодиодом и выключателем.

После установки конструкции в корпус зазор между контейнером и корпусом был частично тоже заполнен силиконовым клеем (чтобы конструкция не перемещалась при вставке и извлечении разъёма для подзарядки аккумуляторов).

И вот, наконец, финишная сборка:

фонарик из электронной сигареты
 

Теперь - генеральные испытания фонарика из электронной сигареты (вейпа):

фонарик из вейпа

И - немного о том, что показали испытания.

Поскольку в качестве светодиодного драйвера работает обычный резистор, то яркость свечения по мере расхода заряда аккумулятора падает.

Время работы аккумулятора до падения тока через светодиод вдвое составило чуть более 5 часов, после чего фонарик светил довольно тускло (признак того, что надо аккумулятор подзарядить).

Время заряда аккумулятора после этого испытания составило около 2.5 часов.

Максимальный ток заряда составил 0.53 А. То есть, заряжать фонарик можно любой зарядкой с током выхода 1 А или более (т.е. даже от зарядных устройств для старых телефонов; нужен только кабель USB-C).

7. Используем аккумуляторы из вейпов плоской конструкции для создания самодельной аккумуляторной "Кроны"

В порядке эксперимента была собрана бескорпусная аккумуляторная "Крона" на основе двух плоских аккумуляторов из вейпов типоразмера 651642 (толщ. 6.5 мм, шир. 16 мм, дл. 42 мм) ёмкостью 420 мАч. Для большинства применений корпус "Кроне" просто не нужен, зато, благодаря этому оказывается возможным установить в самодельной "Кроне" два параллельно соединённых аккумулятора, что повышает ёмкость батареи.

перезаряжаемая "Крона"

В плоских вейпах, кроме аккумуляторов типоразмера 651642, встречаются аккумуляторы типоразмера 801640 (высота 8 мм, ширина 16 мм, длина 40 мм). Такие аккумуляторы можно устанавливать в "Кроне" только по одной штуке.

Видимо, для сборки "Кроны" можно использовать и цилиндрические аккумуляторы с диаметром до 13 мм и длиной до 40 мм, но может оказаться более сложным процесс механического скрепления частей изделия между собой.

Полностью весь процесс сборки аккумуляторной "Кроны" описан в этой статье.

8. Делаем зарядное устройство из отработанного вейпа с возможностью подзарядки

В продаже в массовом количестве присутствуют вейпы "полуторного" типа - с возможностью подзарядки аккумулятора, но без возможности дозаправки курительной жидкостью. Такие вейпы имеют в своей конструкции полноценный контроллер заряда (выше описывался процесс создания фонарика из такого вейпа).

Из этого контроллера можно создать зарядное устройство: достаточно отсоединить (и извлечь) используемый в вейпе аккумулятор; а вместо него подключить держатель для цилиндрического аккумулятора или проводники с "крокодилами" для зарядки аккумуляторов произвольного типа.

Эксперимент был проведён на редком одноразовом вейпе с цифровым индикатором заряда:

одноразовый вейп с цифровым индикатором заряда

Извлекаем из него левую часть (где расположен разъём USB-C для зарядки). Вытаскивать эту часть было тяжело, пришлось расширять щель отвёрткой, из-за чего корпус получил небольшие повреждения.

Внутреннее устройство вейпа (электронной сигареты) с подзарядкой
 

Теперь аккуратно разбираем правую часть, извлекаем "фитиль", а затем - всю электронику:

Контроллер заряда и аккумулятор электронной сигареты (вейпа)

Собственно контроллером заряда здесь является 5-ногий чип рядом с разъёмом USB-C. Остальная электроника отвечает за индикацию и подачу тока на спираль нагревателя (датчик вдоха находится за чёрной стенкой у правого края платы).

Теперь осталось только отпаять штатный аккумулятор, а вместо него припаять провода, к которым будет присоединён держатель для заряжаемого аккумулятора (или крокодилы для подключения выводного аккумулятора).

Затем снова собираем всю конструкцию и припаиваем к проводникам держатель аккумулятора (или крокодилы):

Зарядное устройство из вейпа (электронной сигареты)

В данном случае к зарядному устройству, сделанному из вейпа, присоединён держатель для литиевых аккумуляторов 14500 (диаметр 14 мм, длина 500 мм; что совпадает с размерами батарейки AA).

Испытания показали, что индикатор оказался примитивным (показывает заряд с точностью только 10% - 0, 10, 20,... 80, 90, 99%). Но это всё-таки лучше, чем стандартный "градусник" из 4-х делений; а в простых вейпах вообще индикация организована на одном светодиоде (светится - зарядка идёт; погас - зарядка завершилась).

При желании можно отпилить от оставшейся части корпуса вейпа отрезок и надеть его на эту конструкцию для придания более завершенного вида.

Как сделать зарядное устройство из вейпа (электронной сигареты)

Ток заряда составил 0.55 А, что подойдёт для большинства аккумуляторов, кроме самых маленьких (300 мА*ч и ниже, для них такой ток великоват будет). Верхний предел ёмкости заряжаемых аккумуляторов не ограничен; но, чем больше ёмкость аккумулятора, тем дольше он будет заряжаться, естественно.

Аналогичным образом можно изготовить зарядное устройство и из более простых вейпов, имеющих в принципе возможность дозарядки (только индикация там будет примитивной).


9. Использование аккумулятора из вейпа в качестве дополнительного для повышения времени автономной работы устройств

В некоторых случаях, если в устройстве, питающемся от аккумулятора, ещё остаётся свободное место, там можно разместить дополнительный аккумулятор из вейпа и соединить его параллельно со штатным.

Обычно компоновка устройств с автономным питанием бывает довольно плотной, но бывают и исключения из этого правила, когда в устройстве остаётся довольно много свободного места.

В качестве примера можно привести Bluetooth приемник-передатчик (обзор):

Bluetooth приемник-передатчик адаптер - вид сзади

При его разборке оказалось, что там свободного места - более чем достаточно для размещения дополнительного аккумулятора, что и было сделано:

Bluetooth приемник-передатчик - установка дополнительного аккумулятора

Дополнительный аккумулятор был соединён параллельно с имеющимся в устройстве, что позволило повысить время автономной работы почти в 2 раза.

Закрепить дополнительный аккумулятор можно с помощью силиконового клея или двухстороннего скотча.

Перед параллельным соединения аккумуляторов надо выровнять напряжение на них, для чего достаточно их соединить параллельно на несколько часов через резистор в несколько Ом.

В данном случае был использован аккумулятор из тонкого и плоского вейпа, типоразмер аккумулятора - 801640 (толщина - 8 мм).


10. Усилитель для наушников своими руками (с использованием корпуса и системы питания от вейпа)

Для изготовления усилителя для наушников нам потребуется отработанный одноразовый вейп с возможностью подзарядки аккумулятора; а также собственно плата усилителя (готовая с Алиэкспресс, цена $3).

Вейп "Gang Box", корпус которого был использован для усилителя для нашников своими руками

Плата усилителя для наушников - конструкция и схемотехника

Вейп должен быть достаточно крупным, чтобы в нём могла поместиться плата усилителя.

Кроме того, потребуется самостоятельно добыть ручку для переменного резистора и подходящий аудио-кабель с разъёмом джек 3.5 мм (не исключено использование кабеля от "убитых" проводных наушников или гарнитуры).

В результате получается довольно изящное и вполне функциональное устройство, процесс сборки описан в этой статье.

Усилитель для наушников своими руками, вид спереди


11. Сколько может прослужить аккумулятор из вейпа (электронной сигареты)?

Этот вопрос - один из самых интересных!

Ведь аккумуляторы из одноразовых вейпов, по идее, вряд ли должны быть очень хорошими: они же установлены в одноразовой вещи!

Но, с другой стороны, совсем плохими они тоже не должны быть по двум причинам:

1. Одни должны хорошо держать заряд в течение длительного времени. На момент продажи вейпа (который может случиться не скоро) аккумулятор должен быть жив, здоров, и иметь заряд, достаточный для использования вейпа на 100% или около того.

2. Они должны без проблем держать высокую токовую нагрузку, так как нагревательный элемент в вейпе - это спираль сопротивлением всего 0.8 Ом.

По этим причинам они не могут быть совсем плохими и должны в своей "второй жизни" прослужить довольно длительный срок.

Явное удешевление этих аккумуляторов по сравнению с аккумуляторами для смартфонов и т.п. достигнуто за счёт применения пластикового корпуса без металлической оболочки. Такое решение снижает механическую прочность, но в большинстве случаев это - не критично.

Пора перейти к итогам!

12. Окончательный диагноз: как можно использовать аккумуляторы из электронных сигарет и есть ли в этом смысл?

Итак, применение аккумуляторов из одноразовых вейпов с полезными целями вполне возможно.

Нельзя сказать, что материальная выгода от их использования будет большой, но она есть.

Кроме того, не забываем и о пользе для защиты окружающей среды: электронного мусора будет хотя бы немного меньше.

И, наконец, удовольствие от рукоделия тоже не будем сбрасывать со счетов!

Как показал проведённый комплекс работ, важной составляющей полезного применения таких аккумуляторов будет геометрическая совместимость аккумуляторов и тех устройств, в которых Вы собираетесь их применить. Могут быть как удачные совпадения, снижающие количество трудозатрат; так и наоборот, несовпадения, весьма затрудняющие полезное применение аккумуляторов.

В целом данную статью следует рассматривать как сборник возможных идей для применения аккумуляторов из вейпов или переделки самих вейпов. Возможно, у кого-то возникнут и ещё какие-либо интересные идеи.

В заключение автор выражает благодарность одному из своих родственников, пожелавшему остаться неизвестным, за предоставленные в очищенном виде использованные вейпы. Сам автор не курит совсем, и Вам не советует. :)

Дополнение от 09.04.2024. Госдума РФ разработала законопроект о полном запрете на продажу вейпов, подробности - на iphones.ru. В результате данная статья может стать не актуальной.

 

Весь раздел "Сделай сам! (DIY)" - здесь.

 

  Ваш Доктор.
 27 апреля 2023 г.

Группа SmartPuls.Ru  ВКонтакте! Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них.


                Порекомендуйте эту страницу друзьям и одноклассникам                      

 

  Комментарии вКонтакте:

 

  
     
  Доктора! (Администрация сайта - контакты и информация)
  Группа SmartPuls.Ru  Контакте - анонсы обзоров, актуальные события и мысли о них