СмартПульс - держите руку на пульсе высоких технологий! Новости, статьи, обзоры мобильных устройств, компьютеров, комплектующих, радиолюбительских конструкций
Главная - DIY (Сделай сам!) - Плата защиты li-ion аккумулятора и как она работает
|
Плата защиты li-ion
аккумулятора и как она работает (обзор) Обзор Плата защиты li-ion аккумулятора и как она работает
Оглавление: Предисловие Плата защиты литий-ионного аккумулятора предназначена для установки в тех устройствах, где нет встроенной защиты или полноценного контроллера заряда-разряда аккумулятора. Литий-ионные аккумуляторы - существа нежные, и без защиты долго не живут; поскольку в процессе эксплуатации им угрожают многие опасности: перезаряд, переразряд, превышение допустимого тока заряда (и разряда, соответственно), и наконец, самая страшная беда: короткое замыкание. Последняя из перечисленных бед может привести к взрыву аккумулятора с катастрофическими последствиями! Так выглядит тестируемая плата защиты. Здесь надо обратить внимание, что на плате установлены три чипа (точнее, транзисторные сборки), а ещё три места свободны. Это не значит, что устройству "недодали" транзисторов. Количество транзисторов определяет одновременно максимально-допустимый ток аккумулятора и порог срабатывания защиты. У того же продавца можно купить плату с четырьмя и с шестью транзисторными сборками, у которых допустимый ток - выше. Выбирать надо плату под конкретную задачу, а не самую "навороченную": тут дело не в деньгах, а в технической полезности и целесообразности. Плата стоит очень недорого, купить можно на Алиэкспресс, например, у этого продавца. Цена на дату выхода обзора - около $1-2. Реклама. ООО "АЛИБАБА.КОМ (РУ)" ИНН 7703380158 Внешний вид и технические характеристики платы защиты li-ion аккумулятораУстройство представляет собой бескорпусную плату с небольшим количеством элементов: Плата защищает аккумулятор от следующих неприятностей: - перезаряд; - переразряд; - превышение допустимого тока заряда и разряда; - короткое замыкание. Тестируемая плата основана на контроллере защиты лития DW01B (datasheet DW01B, PDF, 1.1 MB). Кроме контроллера, на плате находится немного обвязки и три ключевых транзисторных сборки FS8205A (datasheet FS8205A, PDF, 300 KB). Сборки соединены параллельно, благодаря чему допустимый ток платы, соответственно, будет в три раза выше, чем для одной сборки. Каждая сборка состоит из двух MOSFET-транзисторов, включенных встречно. Это связано с тем, что в каждом из MOSFET-ов есть защитный диод, и при применении только одного транзистора он пропускал бы ток в одном из направлений даже тогда, когда не надо. При встречном включении диодов их влияние будет устранено, а защита будет успешно работать в обоих направлениях. Основные технические характеристики платы защиты таковы: Ток защиты: 5 А; Напряжение срабатывания защиты от перезаряда: 4.3 В; Напряжение сброса защиты от перезаряда: 4.1 В; Напряжение срабатывания защиты от переразряда: 2.5 В; Напряжение сброса защиты от переразряда: 2.9 В; Напряжение срабатывания защиты по току: 0.15 В. На все виды защиты действует задержка срабатывания от 7 до 110 миллисекунд во избежание срабатывания от случайных кратковременных выбросов тока и/или напряжения. Напряжения срабатывания защиты и её "отпускания" сделаны не равными с той же целью. Кроме того, надо обратить внимание, что в качестве параметра защиты по току указан некоторый порог по напряжению. Это связано с тем, что чип контроллера не производит замер тока как такового; а для его оценки использует величину падения напряжения на транзисторах защиты при протекании через них тока заряда или разряда. С одной стороны, это - хорошо: на плате нет лишних элементов, падение напряжения на которых ухудшало бы КПД. С другой стороны, порог защиты будет определяться применёнными транзисторами с присущими им разбросами параметров и их температурными изменениями. Типовая схема включения и все технические параметры - в datasheet DW01B (ссылка выше). Наконец, осмотрим плату с нижней стороны: Здесь элементов нет, а силовые печатные проводники платы сделаны максимально-толстыми. Одобряем! Тестирование платы защиты li-ion аккумулятораТестирование начинаем с измерения потребляемого тока. Он составил 3.1 мкА (микроампер). Это - настолько ничтожная величина, что её влиянием на разряд аккумулятора можно пренебречь даже в долгосрочной перспективе (аккумулятор ёмкостью 1000 мАч разрядится за 322580 часов!). Проверка разряда аккумулятора проводилась при подключении в качестве нагрузки резистора 3.9 Ом. При таком сопротивлении нагрузки при номинальном напряжении аккумулятора 3.7 В ток нагрузки был примерно равен 1 А. Осциллограмма снималась с нагрузки с помощью осциллографа DSO150 (обзор). Этот осциллограф - невысокого уровня, но зато в нём есть режимы сверхдлинных развёрток (до 500 с / деление). Завершающая часть осциллограммы - на следующей картинке (нулевая линия - в самом низу картинки, её уровень помечен желтым указателем в левом нижнем углу): Теперь проведём глубокий и, главное, вдумчивый анализ осциллограммы. Разряд аккумулятора в конце цикла ускоряется - это дело житейское и плата защиты тут ни при чём. Когда напряжение на аккумуляторе достигло критического уровня (около 2.4 В), плата защиты нагрузку отключила. Но, освобождённый от нагрузки аккумулятор стал понемногу "приходить в себя", напряжение на нём слегка увеличилось, это заметила плата защиты и снова включила нагрузку. Но восстановленного заряда надолго не хватило (аккумулятор-то уже сильно истощён), и плата защиты снова отключила нагрузку. Этот процесс ещё несколько раз повторился с увеличивающимися интервалами, пока после "последнего вздоха" эти процессы полностью не прекратились. При этом напряжение на аккумуляторе составило 2.84 В, т.е. чуть ниже порога возврата защиты в исходное состояние 2.9 В (помним, что напряжения срабатывания защиты и её возврата в исходное состояние не совпадают). Теперь проведём следующий тест - заряд аккумулятора из состояния полного разряда. Заряд проводился с помощью лабораторного блока питания Longwei LW3010 (обзор), настроенного на ток 1 А. Осциллограмма процесса заряда: На развёртке 500 с на деление весь процесс заряда полностью поместился на осциллограмме. Точкой 1 помечено начало заряда, а точкой 2 - его окончание, когда плата защиты его прекратила (т.е. действительно защитила). В точке 1 видим бодренькое и быстрое начало заряда (опять таки плата защиты здесь ни при чем), а в точке 2 можно заметить интересный процесс: когда плата защиты прервала заряд, напряжение на аккумуляторе, лишившись "подпорки" от внешнего источника питания, слегка снизилось (примерно на 0.15 В). А уже из этого следует, что, хотя по спецификациям контроллера защиты, он отключает зарядку при достижении на аккумуляторе напряжения 4.3 В (что на 0.1 В завышено относительно предельно-допустимого для аккумуляторов); зато после отключения напряжение "естественным образом" снижается до 4.15 - 4.2 В, что уже вполне соответствует требованиям для лития. Следующий тест - проверка защиты от превышения допустимого тока и короткого замыкания. Этот тест был пройден не очень удачно: вместо заявленных 5 А защита сработала только при 9 А тока нагрузки. Защита от короткого замыкания сработала без проблем; при этом остались живы-здоровы и аккумулятор, и сама плата защиты. Но после КЗ для восстановления работоспособности нужно на небольшое время отключить нагрузку.
На этом можно завершить тесты и перейти к
заключению. Окончательный диагноз, рассуждения о способах применения и альтернативные вариантыДанная плата защиты полностью выполняет свои функции, хотя и не без оговорок. Надо заметить, то напряжение на аккумуляторе, остающееся после срабатывания защиты от переразряда и составившее 2.8 - 2.9 В, не вполне соответствует общепринятому для литий-ионных аккумуляторов уровню нулевого заряда в 3.2 В. Но катастрофических последствий по этой причине быть не должно: это ещё не уровень глубокого разряда, "убивающий" аккумуляторы. Автору лично доводилось оживлять аккумуляторы с напряжением 1.4 В, после чего они продолжали служить верой и правдой. Что касается ограничения токов, то их величина не регулируются и целиком определяются архитектурой платы, причем может быть ощутимый разброс, а также и температурный уход этого параметра. В частности, у протестированного экземпляра ток срабатывания защиты оказался почти вдвое выше заявленного. Если требуется плата для более высоких токов, то можно купить такую же плату, на которой будет установлено 4 или 6 защитных транзисторов. Область применения этой платы защиты лития - устройства, питающиеся от односекционных литий-ионных аккумуляторов; и при этом не имеющие полноценных собственных контроллеров заряда-разряда. Если же на борту уже имеется нормальный контроллер, то большого смысла в установке этой платы нет (разве что как дополнительная защита "на всякий случай"). Также возможно применение и в зарядных устройствах при аналогичных условиях. Цена - около $1-2 с учетом доставки в Россию; купить можно, например, здесь. Реклама. ООО "АЛИБАБА.КОМ (РУ)" ИНН 7703380158 Дополнение: извлечение платы защиты из старого или вышедшего из строя аккумулятораВ некоторых случаях плата защиты располагается в одном корпусе (пакете) с литий-ионным аккумулятором. Она выглядит как узкая конструкция, прикреплённая к торцу аккумулятора: Аккумуляторы со встроенной в одном корпусе платой защиты применяются не во всех устройствах; в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно. В данном случае аккумулятор извлечён из игровой приставки Aio Smarti. Аккумулятор практически перестал держать заряд и перешел в разряд непригодных для дальнейшего использования. Чёрная полоса по диагонали аккумулятора - это пористая резина, предназначенная для прижатия аккумулятора к своему посадочному месту, когда корпус приставки собран. Все последующие операции выполняем аккуратно и без излишнего применения грубой физической силы: сама плата - очень тонкая, и её легко можно повредить! Для снятия платы защиты сначала аккуратно разрезаем пластик вокруг платы и освобождаем плату от разных плёнок: Теперь, когда контуры платы видны достаточно ясно, отрезаем плату от основной части аккумулятора вместе с проводниками, соединяющими плату и аккумулятор. В итоге получаем плату, пригодную для дальнейшего использования в радиолюбительском хозяйстве: Плата основана на уже упомянутом выше популярном контроллере DW01B и транзисторной сборке 8205S. При дальнейшем использовании плат защиты от вышедших из строя аккумуляторов надо иметь в виду, что они подойдут для аккумуляторов примерно такой же ёмкости, как и тот, с которого они были сняты. Иначе они могут быть перегружены и не смогут обеспечить требуемый ток заряда/разряда, или наоборот, не смогут предотвратить перегрузку аккумулятора. Касательно именно той платы, которая здесь представлена на фотографиях, надо отметить, что хотя по фото кажется, что чёрный провод ("минус" питания) замкнут с "минусом" аккумулятора, на самом деле они разделены. А положительные выводы - наоборот, объединены, хотя физически разнесены друг от друга. То есть, не теряем бдительность!
Весь раздел "Сделай сам! (DIY)" - здесь.
Ваш Доктор. Вступайте в группу SmartPuls.Ru Контакте! Анонсы статей и обзоров, актуальные события и мысли о них. Порекомендуйте эту страницу друзьям и одноклассникам
Комментарии вКонтакте:
При копировании (перепечатке) материалов ссылка на источник (сайт SmartPuls.ru) обязательна! |
|